28 мая 2009

Основные этапы возрастного развития

Программа индивидуального возрастного развития регулируется генетическим аппаратом. На определенных возрастных этапах дерепрессируется (растормаживается) строго определенная часть генома. Внешне это выражается в ускоренном созревании (скачок, критический период) той или иной структуры и функции. Эти этапные моменты развития получили известное отражение в современной возрастной периодизации.

В период новорожденности (первые 4 недели после рождения), в грудном возрасте (до 1 года) и в первый год преддошкольного периода (от 1 до 3 лет) у ребенка происходит ускоренное формообразование и созревание нервных структур головного мозга. Совершенствование структуры приводит к функциональному скачку: росту познавательных возможностей ребенка как в преддошкольном, так и в особенности в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет).

К моменту, поступления ребенка в школу заканчивается период первого детства. Создаются морфологические и функциональные предпосылки для приобщения к новым, сложным формам мировосприятия и обучения. Школьный период оказывается наиболее насыщенным возрастными скачками в развитии ребенка.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 12 лет) завершается морфологическая дифференцировка клеток коры больших полушарий, создаются условия для высших форм аналитико-синтетической функции мозга. С 8 — 9 лет у девочек и с 10 — 11 лет у мальчиков начинаются препубертатные, предшествующие периоду полового созревания изменения.

Половое созревание у девочек продолжается от 12 до 16 лет, у мальчиков — от 13 до 17 — 18 лет. Пубертатный период сопровождается наиболее интенсивными темпами развития организма, сложными морфофункциональными перестройками, связанными с подготовкой к репродукционной функции. В этом периоде отмечаются и наиболее высокие темпы роста и увеличение массы тела.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Усиление потока ионов К+ из клетки приводит к восстановлению исходного потенциала — реполяризации. Быстрая реполяризация сопровождается крутым снижением потенциала. После крутого спада пиковый потенциал сменяется следовым, т. е. более медленным изменением крутизны восстановления исходного уровня электрической активности. Направление суммарного ионного потока при реполяризации определяется ионами К+. Увеличение проницаемости мембраны для ионов К+ при падении натриевой…

Реакции адаптации к различным факторам среды имеют черты общности, получившие название общего адаптационного синдрома Селье. Наиболее общим его проявлением является первоначальное нарушение функции (декомпенсация) с последующим приспособлением к действию раздражителя (стадия относительной устойчивости). Для оценки степени адаптации могут использоваться такие критерии, как порог и скорость адаптации. Порог адаптации — это минимальный сдвиг в физиологических реакциях,…

Системный принцип регуляции физиологических функций Общая теория систем вошла в историю науки с именем Л. Берталанфи в конце 40-х годов нашего столетия. В рамках самого понятия системы следует выделить основополагающие системные принципы: целостность, несводимость свойств системы к сумме ее частей; структурность, возможность описания системы через ее структуру; иерархичность, соподчиненность составляющих элементов системы; взаимосвязь системы и…

Одной из форм проявления жизнедеятельности является рефлекс — реакция организма на раздражение, реализуемая через центральную нервную систему. Энергия внешнего раздражителя вызывает рефлекторный ответ через систему рецепторов, нервных проводников, центральную нервную систему и исполнительные приборы. В самой простой схеме рефлекса имеется рецептор, нервный проводник, центральный аппарат переработки внешнего сигнала и исполнительный прибор (эффектор). Эффектор связан с…

Активное отражение действительности, представляющее новый этап развития системного управления, проявилось в так называемом опережающем его характере. Опережение, по П. К. Анохину, — это активное, без ожидания толчка извне, отражение. Способность опережать внешние воздействия — результат непрерывного накопления информации, отражения внешнего мира. Мозг высших животных и человека является идеальным инструментом отражения действительности. Это отражение носит активный…