28 мая 2009

Основные этапы возрастного развития

Программа индивидуального возрастного развития регулируется генетическим аппаратом. На определенных возрастных этапах дерепрессируется (растормаживается) строго определенная часть генома. Внешне это выражается в ускоренном созревании (скачок, критический период) той или иной структуры и функции. Эти этапные моменты развития получили известное отражение в современной возрастной периодизации.

В период новорожденности (первые 4 недели после рождения), в грудном возрасте (до 1 года) и в первый год преддошкольного периода (от 1 до 3 лет) у ребенка происходит ускоренное формообразование и созревание нервных структур головного мозга. Совершенствование структуры приводит к функциональному скачку: росту познавательных возможностей ребенка как в преддошкольном, так и в особенности в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет).

К моменту, поступления ребенка в школу заканчивается период первого детства. Создаются морфологические и функциональные предпосылки для приобщения к новым, сложным формам мировосприятия и обучения. Школьный период оказывается наиболее насыщенным возрастными скачками в развитии ребенка.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 12 лет) завершается морфологическая дифференцировка клеток коры больших полушарий, создаются условия для высших форм аналитико-синтетической функции мозга. С 8 — 9 лет у девочек и с 10 — 11 лет у мальчиков начинаются препубертатные, предшествующие периоду полового созревания изменения.

Половое созревание у девочек продолжается от 12 до 16 лет, у мальчиков — от 13 до 17 — 18 лет. Пубертатный период сопровождается наиболее интенсивными темпами развития организма, сложными морфофункциональными перестройками, связанными с подготовкой к репродукционной функции. В этом периоде отмечаются и наиболее высокие темпы роста и увеличение массы тела.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



В пубертатном периоде происходит скачкообразное изменение как структуры, так и функции отдельных органов и систем (пубертатный скачок). У мальчиков пубертатный скачок наблюдается между 12,5 — 15,5 годами; у девочек — между 10,5 — 13,5 годами. Максимальный скачок роста у мальчиков в этом периоде составляет около 10 см, у девочек — 8 — 9 см. Скачок…

В пубертатном периоде у девочек происходит снижение чувствительности гипоталамуса к половым гормонам. Уровень их становится недостаточным для сдерживания продукции гонадотропного релизинг-фактора. Следствием усиления его продукции является повышение уровня половых гормонов в крови до тех пор, пока их избыток не затормозит через гипоталамус гонадотропную активность гипофиза. Мужские половые гормоны появляются в заметном количестве только в подростковом…

Для пожилого возраста (от 60 до 75 лет у мужчин и от 55 до 75 лет у женщин) характерно ускоренное развитие инволюционных перестроек, снижение резервов адаптации. Одним из основных признаков старения организма является понижение уровня основного обмена. По современным представлениям, это один из факторов, лимитирующих продолжительность жизни. У человека примерно к 60 годам снижение основного…

Организм является самостоятельной единицей живой, материи, способной отвечать на внешние воздействия как единое целое. Иначе говоря, это целостная, саморегулирующаяся система. Способность к саморегуляции — это одно из свойств организма, которое позволяет осуществлять адаптивные реакции при сохранении динамического постоянства его внутренней среды. Основой жизнедеятельности организма является обмен веществ. В живой материи обмен веществ приобрел принципиально новое…

Биоэлектрическая активность живой ткани

Строение мембран Модели молекулярного строения биологических мембран: А — Е — двухслойные липидные структуры: А — белок в β-форме; Б — α-спираль; В — глобулярный белок; Г — асимметрия в расположении белка; Д — канальцы и поры, пронизывающие белковые слои; Е — белок внутри двойного слоя липидов. Ж — К — глобулярная организация: Ж —…