7 мая 2009

Этапы образования двигательного навыка

Любому танцевальному движению приходится учиться и на его овладение требуется некоторое время. Значит двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно. Условно различают 3 этапа в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка. Они отличаются друг от друга по степени развития временных связей, а внешне — степенью разученности и чистоты выполнения движения.

1-й этап

В двигательной зоне коры наблюдается широкое распространение возбуждения. Потому движение выполняется неточно, неряшливо, сопровождается большим количеством побочных движений. Еще нет согласованности кровообращения, дыхания и других систем органов с деятельностью двигательного аппарата. Этот этап особенно заметен на первых порах обучения и в самом начале оевоения совершенно незнакомых движений.

2-й этап

Развивается условное торможение и, прежде всего дифференцировочное. Этому способствуют словесные раздражители —объяснения и поправки, сделанные учителем. Одобрительные замечания подкрепляют правильно выполняемые элементы и движения, а неодобрительые — угашают неправильные. Возбуждение сосредоточивается только в определенных участках чувствительно-двигательной зоны. Это приводит к тому, что движения становятся более точными и согласованными. Именно на втором этапе и начинает закрепляться динамический стереотип. Но он еще непрочен. Следовательно, непрочен и двигательный навык. Поэтому координация движений на этом этапе может нарушаться.

3-й этап

В результате многократных повторений движения и указаний педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип данного двигательного навыка. Одновременно с этим становится согласованной работа внутренних органов и двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности выполняемых движений и легкости их выполнения.

Следовательно, в ходе тренировки временные связи совершенствуются, что приводит к правильной координации движений. Это достигается и развитием дифференцировочного торможения, при котором «лишние» мышцы уже не включаются в работу, бессознательного самоконтроля (обратная связь), вносящего поправки в движение по ходу его выполнения.

Залогом успешного формирования любого двигательного навыка является сознательный контроль за выполнением движений. Кроме того, необходимо учитывать, что двигательные навыки положительно и отрицательно влияют друг на друга. Если, например, ученик научится правильно переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, то он сможет в дальнейшем правильно и без потери равновесия прыгать. Если не будет выработано правильное demiplie и plie, то не будет устойчивости на середине, и т. д.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…