30 апреля 2009

Нижняя конечность и ее работа в балете

Функции ноги

Нога человека является органом опоры и передвижения. Она обладает рессорн остью. Во время ходьбы и бега все три функции осуществляются одновременно: нога, служащая в данный момент опорной, выполняет опорную и рессорную, а свободная нога — функцию передвижения.

Особенности строения нижней конечности

Особенности строения ноги выработались в процессе исторического развития человека в результате приспособления к передвижению и удержанию равновесия вертикально поставленного тела. У человека мышцы-разгибатели ноги развиты лучше сгибателей, супинаторы сильнее пронаторов. Суставы ноги укреплены мощными связками, колено выпрямлено и тазобедренные суставы широко расставлены. Ноги взрослого человека длиннее рук и составляют 107% от длины туловища. Нижняя конечность массивней, чем верхняя. Вес мышц обеих нижних конечностей составляет примерно 50% веса всей мускулатуры человека. Сильное развитие мышц ноги вызвано тем, что удержание веса тела и передвижение его осуществляется только двумя конечностями.

Однако, несмотря на сильное развитие ножных мышц, размах и разнообразие движений ноги меньше, чем у руки. Это связано с выполнением опорной функции. Сильное  развитие ягодичных  мышц, четырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени является специфической особенностью мускулатуры человека. Постоянное напряжение этих мышц противодействует силе тяжести, удерживая тело человека от падения.

Роль суставов ноги в осуществлении опорной функции и поддержании равновесия тела очень велика. Движения в тазобедренных суставах влияют на положение туловища по отношению к ногам, так как таз, туловище, голова и верхние конечности балансируют на головках бедренных костей. В классическом танце при опоре на обе ноги таз фиксирован.

Коленные суставы при стоянии удерживают тяжесть тела. В это время они разогнуты. Поэтому бедро и голень образуют мощную вертикальную колонну, на которую приходится тяжесть тела. Эта колонна закрепляется в неподвижном положении с помощью связок коленного сустава и напряжения мышц бедра.

Голеностопные суставы передают через таранную кость тяжесть тела на стопу. В укреплении голеностопного сустава мышцы играют большую роль, чем связки. От состояния голеностопного сустава зависит расположение стопы и голени по отношению друг к другу. Состояние суставов ноги влияет на расположение ее отделов по отношению друг к другу и на положение туловища по отношению к ногам. Поэтому от суставов ноги зависят как опора, так и равновесие тела человека.

Влияние положения отделов ноги на подвижность ее звеньев

Подвижность отделов ноги и всей нижней конечности в целом зависит от положения частей ноги и состояния се суставов. Так, степень супинации и пронации бедра связана с тем, опирается ли нога на всю стопу или находится на весу. В последнем случае вращение бедра уменьшается. Сгибание бедра (у малотренированных) зависит от положения голени: чем больше согнута голень, тем лучше сгибается бедро. Высокое сгибание бедра, требующееся в балете, возможно только при выворотном его положении. Положение голени влияет на разгибание бедра: чем больше голень разогнута, тем выше его разгибание.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление,  и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление.  Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…