13 мая 2009

Пубертат как критический период

В дошкольном и младшем школьном возрасте клинические проявления вегетососудистой неполноценности у детей с дисгормональными энцефалопатиями несколько сглаживаются. Вместе с тем в этом возрасте более заметными становятся собственно психические отклонения, специфика которых больше зависит от характера эндокринного заболевания.

У одних детей это повышенная возбудимость со склонностью к взрывчатости, эксплозивным реакциям, у других — выраженная тормозимость, пугливость, повышенная истощаемость, робость и пр.

Критическим периодом в отношении кристаллизации дисгормональных энцефалопатии, по-видимому, становится пубертат.

В этом периоде диэнцефальные нарушения особенно выражены: аппетит может колебаться от анорексии до булимии, головокружения, нарушения сердечного ритма, сна, терморегуляции клинически достаточно отчетливы.

Становясь более глубокими, более грубыми, диэнцефальные нарушения сопровождаются психическими отклонениями — главным образом психопатоподобными и неврозоподобными нарушениями. В результате общая клиническая картина нервно-психических расстройств в пубертатном периоде оказывается весьма сложной. Важность этапа полового созревания в структурировании клинических проявлений дисгормональных энцефалопатии и становлении их тяжести объясняется, по-видимому, тем, что в пубертатном периоде по существу завершается психический онтогенез.

Пубертат предъявляет особые требования к сохранности всех систем, участвующих в процессе созревания. Эндокринная, система в этом плане является, как известно, одной из важнейших, а у больных с врожденными и рано приобретенными эндокринными заболеваниями половое созревание проходит в неблагоприятных в гормональном отношении условиях.

Таковы основные этапы становления и динамики врожденных и рано приобретенных дисгормональных энцефалопатии. Представленные данные, на наш взгляд, помогут современной профилактике и терапии нервно-психических осложнений эндокринных заболеваний у детей и подростков.

«Нарушения полового развития», М.А.Жуковский

Читайте далее:





Нервно-психические нарушения у больных с ускоренным созреванием манифестируют, как правило, с началом полового метаморфоза. Они выражаются главным образом в дисфункциях диэнцефальной области и разнообразных психопатологических проявлениях. Патология диэнцефальной области у этих больных характеризуется массивностью нарушения вегетативных функций и выраженным полиморфизмом соответствующих клинических проявлений. По данным К. С. Лебединской (1969), больных с ускоренным половым созреванием больше…

Во второй группе отмечается повышение влечений, в первую очередь сексуального [Лебединская К. С, 1969]. Повышение сексуального влечения у этих больных грубое, недифференцированное, определяет все поведение. Упорный онанизм наблюдается у этих больных нередко уже в дошкольном возрасте. С началом ускоренного полового метаморфоза сексуальное влечение занимает, как уже отмечалось, ведущее место в клинической картине. У части больных…

Ювенильные дисфункциональные маточные кровотечения — одна из наиболее частых форм нарушения менструальной функции в пубертатном возрасте. Эндокринологи, гинекологи, педиатры давно отмечали, что ювенильные маточные кровотечения сопровождаются теми или иными изменениями общего психического состояния (снижение школьной успеваемости, утомляемость, раздражительность и т. д.), подчеркивали роль психогенных факторов в генезе нарушений менструальной функции у подростков. Клинические аспекты нарушений…

Основная симптоматика астеновегетативного симптомокомплекса проявляется вегетативными нарушениями в форме сосудистой лабильности с головокружениями, головной болью, тошнотой, обмороками, ортостатическими коллапсами. Эти расстройства сопровождаются снижением психической деятельности, падением ее продуктивности, выраженными колебаниями настроения. Следует отметить, что глубина астеновегетативных нарушений определяется главным образом интенсивностью кровотечений и тяжестью анемизации. Девочки с дисфункциональными кровотечениями переживают субъективное чувство внутреннего волнения, беспокойство,…

Основатель русской школы внутренней медицины М. Я. Мудров видел основной принцип врачебного искусства в комплексном подходе к личности больного человека, что отразилось в его завете «лечить не болезнь, а больного». Подобный способ клинического мышления можно с полным правом считать традиционной особенностью русской и советской медицины. На современном этапе этот подход подразумевает не только изучение и…