22 апреля 2009

Роль искусства в нравственно-половом воспитании

В нравственно-половом воспитании большую роль играет искусство. О. Larkin (1969) пишет о том, что если бы соблюдались истинно педагогические принципы художественного воспитания, то подлинно образованные мужчина и женщина были бы совершенно отличны от теперешней «продукции» американских школ. Хотя художественное воспитание — не средство для лечения пороков «общества потребления», значение художественного воспитания для формирования личности подчеркнуто совершенно верно. Оно особенно действенно в условиях социалистического общества.

На уроках основ Советского государства и права учитель имеет возможность раскрыть нравственный смысл и содержание основных положений закона о семье и браке, обеспечении прав детей, коснуться вопросов психологии и социальной психологии семьи, демографии, обосновать личную и общественную важность наличия в семье нескольких детей, их благотворное влияние на личностное развитие друг друга.

Интересные опыты для уроков по химии и физиологии, разработанные Н. Б. Коростелевым, позволяют полнее и нагляднее проводить противоалкогольную пропаганду [Богданович Л. A., 1971]. Перед каждым воспитателем должна быть поставлена задача антиникотиновой пропаганды.

Нельзя ограничиваться наказаниями за курение в школьных туалетах. Банальные сведения о том, что «капля никотина убивает лошадь», а «каждая сигарета сокращает жизнь на…» не убеждают подростков, как впрочем и взрослых. В школах должно проводиться прямое, ясное и доступное разъяснение вредности курения, и специальным методам такой пропаганды следует обучать не только врачей, но и учителей в вузах и на специальных занятиях [Косицкий Г. И. и др., 1977]. Целесообразно рассказать подросткам о вредном действии курения на потомство, о его губительном влиянии на физическое, психическое и сексуальное развитие.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…