22 апреля 2009

Привязанности связанные с формирующейся сексуальностью

Подросток, многие привязанности которого осознанно или неосознанно связаны с формирующейся сексуальностью, не только ищет общения, но и ориентируется на группу при выработке эталона общения между полами. При отсутствии должного воспитания он находит в группе основной или единственный источник информации и образцов ролевого поведения, которые далеко не всегда являются желательными.

В таких группах, не объединенных позитивной программой, происходит и некоторое смещение половых ролей. Оно определяется не только биархатными сдвигами в современном обществе, но и возрастно-половыми психологическими особенностями. Мальчики больше тяготеют к группированию со сверстниками своего пола. Девочки свободнее в общении, охотнее отдают предпочтение мужскому статусу и, возможно, поэтому легче перенимают шаблоны маскулинного поведения.

В более или менее равноправном общении те мальчики, у которых раньше пробуждаются эротические интересы и потребности, индуцируют ими девочек, но и сами воспринимают у них склонность к саморефлексии, большую потребность в интимности, ласке, эмоциональном тепле. Алкоголь, табак и другие наркотические вещества составляют предмет искушения, мимо которого может пройти не каждый подросток — будь то мальчик или девочка. У подростков быстрее, чем у взрослых, формируется неодолимое влечение к наркотизации, принимающее разные формы (курение, алкоголизация, употребление наркотиков и доступных их заменителей, иногда вплоть до пятновыводителя и бензина).

Эти подростки, в большинстве своем отклоняющиеся от нормы с раннего возраста, составляют основную часть подростков-правонарушителей. По данным А. Е. Личко и Л. П. Рубиной [Личко А. Е., 1977] среди подростков, злоупотребляющих алкоголем и состоящих на учете в милиции, 40% начали алкоголизацию в 11 — 13 лет, еще 40% — в 14 — 15 лет и 20% — в 16 — 17 лет. В нашей стране несравненно меньше распространен алкоголизм среди молодежи, нежели в ряде западных стран, но каждый случай наркотизации требует внимания и профилактических мер.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…