30 апреля 2009

Алексия

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске или перестановке букв, замене одних слов другими (литеральная и вербальная паралексия), в затруднении понять сложный текст, дифференцировать сходные в смысловом отношении предложения (написанные или напечатанные).

Аграфия (от греч. grapho — пишу) — расстройство письма вследствие поражения коркового центра хранения необходимых для этого двигательных автоматизмов. Наблюдается при очагах в задних отделах средней лобной извилины (поле 6). Часто сочетается с нарушением понимания написанного, моторной афазией и другими речевыми нарушениями. В тяжелых случаях больной совершенно не может писать и понимать написанное, в легких — отмечаются различные дефекты в письме, пропуски или перестановки букв или слов (литеральная или вербальная параграфия), а также затруднение в понимании смысла написанного самим больным слова или предложения.

Амнестическая афазия — своеобразное расстройство способности называть хорошо знакомые предметы вследствие поражения коркового центра хранения их словесных образов. Часто сочетается с сенсорной афазией. Речь бедна конкретными словами (именами существительных). Развивается при очагах на стыке височной, затылочной и теменной долей в левом полушарии большого мозга у правшей (поле 37).

Обычно больные могут назвать требуемое слово после подсказки — произнесения первого слога, что помогает дифференцировать этот вид афазии от других речевых нарушений. Поражения левой височной доли могут, кроме того, привести к нарушению слухоречевой памяти, когда утрачивается способность к запоминанию порядка слов, цифр и т. д.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов





Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…

Агнозия запахов — нарушение узнавания пахучих веществ (одеколона, чая, кофе, керосина и др.) по характерному для каждого из них запаху при сохранности обоняния. Больной чувствует наличие какого-то запаха, но не может его опознать. Возникает в случае локализации очага в глубинных отделах височной доли (парагиппокампальная извилина, поля 28, 34). Агнозия вкуса — потеря способности распознавать знакомые…

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения). Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество)…

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…