21 мая 2009

Основные типы течения лекарственного анафилактического шока

Анализ нашего материала позволил выделить 5 типов течения ЛАШ: острое злокачественное и доброкачественное, затяжное, рецидивирующее и абортивное. Наиболее тяжелым и опасным является острое злокачественное течение ЛАШ, наблюдавшееся у 44 больных, из которых у 39 наступил летальный исход. Этот тип течения чаще всего отмечается при основной клинической форме ЛАШ.

Для острого злокачественного течения ЛАШ характерно острое начало с быстрым падением АД (диастолическое часто понижается до 0), нарушением сознания и нарастанием симптомов дыхательной недостаточности с бронхоспазмом.

Типы течения лекарственного анафилактического шока

Тип течения Число случаев Число летальных исходов
абс. %
Острое доброкачественное
Острое злокачественное
Затяжное
Рецидивирующее
Абортивное
200
44
35
21
220
38,46
8,46
6,73
4,05
42,3
3
3 9
3
3

Симптоматика шока при этом типе течения резистентна к интенсивной противошоковой терапии и прогрессирует с развитием тяжелого отека легких, стойкого снижения АД и глубокого коматозного состояния. Пример острого злокачественного течения приведен в наблюдении 15.

Наш материал свидетельствует о том, что у большинства больных с летальными исходами ЛАШ были допущены терапевтические ошибки при купировании шока. Однако, учитывая острое злокачественное течение и тяжесть состояния больных, можно было думать о неизбежности наступления у них летального исхода. Это мнение сложилось на основании многочисленных наблюдений и специального изучения летальных исходов ЛАШ у больных, которым была проведена экстренная интенсивная терапия с использованием оптимальных терапевтических средств в условиях реанимационных отделений. В качестве примера приводим следующий случай.

Наблюдение 22

Больной Н., 49 лет. Поступил в клинику с диагнозом «ревматоидный артрит». Из анамнеза известно, что больной не переносит пенициллин и бициллин. Ранее от этих лекарств отмечались коллаптоидные состояния. На титульном листе истории болезни была сделана отметка о непереносимости и противопоказанное этих препаратов. Больному были назначены внутримышечные инъекции реопирина. Процедурная сестра случайно вместо другого больного сделала ему внутримышечную инъекцию пенициллина. Через 1 — 2 мин у больного возникли резкий кашель, бледность лица, одышка, покрылся холодным липким потом и потерял сознание.

Больному быстро сделали обкалывание места инъекции пенициллина раствором адреналина (1 мл 0,1% раствора адреналина в 10 мл изотонического раствора хлорида натрия), бнутримышечно ввели 2 мл 2% раствора супрастина, 2 мл 1% раствора димедрола, 50 мг преднизолона, 2 мл кордиамина, 2 мл 10% раствора кофеина. Через 10 мин пришел врач. Состояние больного тяжелое, без сознания, отмечались одышка, шумное дыхание, рвота и судороги отдельных мышц ног. АД 70/0 мм рт. ст., пульс 116 в минуту, дыхание 24 в минуту. Лицо одутловатое, гиперемированное, на теле красные пятна с неровными краями.

Внутривенно медленно введены 1 мл 0,2% раствора норадреналина с 20 мл 40% раствора глюкозы и 1 мл 0,05% раствора строфантина К. Налажено капельное переливание глюкозы с 125 мг гидрокортизона. Введены 3 мл 2% раствора супрастина, 2 мл 0,06% раствора коргликона и 1 000 000 ЕД пенициллиназы. Полость рта и носоглотки очищена от рвотных масс и пенистого отделяемого. Через нос введен катетер для подачи увлажненного кислорода. Отмечалось небольшое уменьшение одышки и незначительное повышение АД до 80/0 мм рт. ст. Нарастали явления отека легких и дыхательной недостаточности.

Приехавшая реанимационная бригада провела трахеотомию, искусственную вентиляцию легких при помощи дыхательного аппарата. Больному вводили повторно в высоких дозах кортикостероиды, адренергические, антигистаминные, сердечно-сосудистые средства и другие препараты. Несмотря на интенсивную терапию, спасти жизнь больному не удалось и через 2,5 ч после наступления первых признаков шока больной скончался. При патологоанатомическом исследовании диагноз ЛАШ подтвердился.

Таким образом, даже при помощи своевременной интенсивной терапии с использованием современных средств не удалось спасти от смерти больного, у которого возникла типичная форма ЛАШ с острым злокачественным течением. Большое число летальных исходов при этом типе течения ЛАШ объясняется резистентностью его к терапии.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Читайте далее:



Особую опасность представляет неправильная трактовка абдоминального варианта ЛАШ, наблюдавшегося у 42 больных. Для абдоминального варианта характерно появление симптомов острого живота (резкие боли в эпигастральной области, признаки раздражения брюшины), что нередко приводит к ошибочной диагностике перфорации язвы или кишечной непроходимости. Иногда резкие боли могут быть и в области сердца, обусловливая ошибочный диагноз инфаркта миокарда. Другие типичные…

Наблюдение 21 Больной Е., 35 лет, находился в клинике 4 диагнозом «фиброзно-кавернозный туберкулез легких, пострезекционная эмпиема с плевроторакальным свищом». Туберкулезом болея 8 лет. При назначении стрептомицина и рифампицина отмечались кожные аллергические реакции, исчезавшие после отмены препаратов. При поступлении в клинику больному был назначен рифампицин. Через 20 мин после первого приема 450 мг препарата у больного…

Острое доброкачественное течение ЛАШ наблюдалось у 200 больных. В этой группе больных преобладала типичная форма ЛАШ. Этот тип течения шока могут иллюстрировать приведенные нами ранее наблюдения 14, 16, 18 и др. Возникшие расстройства сознания имели характер оглушенности или сопорозности и в начальном периоде сопровождались умеренными функциональными изменениями сосудистого тонуса и признаками дыхательной недостаточности. Для этого…

При затяжном течении ЛАШ, которое наблюдалось у 35 больных, начальные признаки шока развивались стремительно с типичными клиническими симптомами и затяжное течение выявлялось только после проведения активной противошоковой терапии, которая давала временный и частичный эффект. В последующем клиническая симптоматика не была такой острой, как при первых, двух типах течения шока, но отличалась определенной резистентностью к терапевтическим…

Рецидивирующее течение ЛАШ характеризуется возникновением повторного шокового состояния после первоначального купирования его симптомов. Чаще рецидивирующее течение шока наблюдается при лечении больных бициллином. Длительное нахождение этого препарата в организме человека обусловливает возможность повторного возникновения шока. В некоторых случаях рецидивы имеют более тяжелое и острое течение, чем начальный период и более резистентны к терапии. Лечение часто осложняется…