22 апреля 2009

Понимание подростками нравственных норм

Понимание подростками нравственных норм и категорий не всегда носит достаточно глубокий характер. Если одни руководствуются в поведении хорошо осознанными положительными нравственными нормами, то другие обладают более низким уровнем нравственных понятий и поведения, либо формальным и не реализуемым в жизни знанием моральных норм, а третьи еще не устанавливают связи между известными им нравственными требованиями и собственным поведением [Крутецкий В. А. и Лукин Н. О. 1965].

Наши наблюдения подростков в условиях пионерских лагерей показывают, что по уровню нравственности в вопросах пола значительная их часть может быть отнесена к последней группе.

Формирование самосознания зависит не только от индивидуальных особенностей и социально-средовых влияний, но и от пола. У девочек самосознание формируется в целом быстрее, чем у мальчиков, они взрослеют раньше и по-своему. Так, по данным С. И. Голода (1972) и И. С. Кона (1973), у девочек раньше возникают сложные формы рефлексии, чувство одиночества; сильнее потребность во взаимопонимании, психологической близости; они раньше, чем мальчики, и в 3 — 4 раза чаще пишут дневники, стихи; у них раньше и сильнее проявляется интерес к внутреннему миру литературных героев; ориентация на словесное общение больше, чем на совместную деятельность, и сильнее, чем у мальчиков; оценивая себя по сравнению со сверстниками, они указывают на меньшую общительность, но большую искренность, справедливость, верность, а мальчики, оценивая девочек, — на меньшую смелость, общительность, жизнерадостность и большую доброту, умение понять другого.

Девочек собственная внешность начинает беспокоить раньше и в 2 раза чаще, чем мальчиков; девочки охотнее отдают предпочтение мужскому статусу, чем мальчики женскому; девочки свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с девочками; у мальчиков больше потребности в достижении своих целей и ориентация на будущее. Вероятно, в связи с отмеченными различиями мальчики более неуверенны в самооценке и предполагаемой оценке со стороны сверстников, а девочки более конформны и догматичны, больше склонны к нейротизму и тревожности.

Воспитываясь в религиозных семьях, девочки испытывают сомнения в вопросах религии и веры реже, чем мальчики, но на один — полтора года раньше.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Существует и целый ряд реже и менее осознаваемых влияний родителей на психосексуальное развитие ребенка. «Закормленные любовью», постоянно ощущающие свою «сверхценность» дети в последующей жизни не столько любят, сколько покровительствуют любви других к себе как основному способу своего самоутверждения. Их браки часто непрочны, в поисках любви и защиты они склонны возвращаться к родителям. Дети слишком холодных,…

Что такое кульминация в половом акте понимают далеко не все. Твердо указали на достижение ее у себя 81% юношей и 28% девушек, на достижение кульминации партнером — 3/4 девушек (1/3 юношей уверенно ответила, что партнерша не достигла кульминации, 21% юношей и 13% девушек — не были в этом уверены). Повторили половую связь в пределах суток…

Мы полагаем, что пренебрежение гигиеной отражает в известной мере трудности реорганизации образа тела, и в практической работе исходим из того, что гигиена является средством помощи подростку в этом субъективно трудном и напряженном процессе. Впервые почувствовав расположение к сверстнице, мальчики могут становиться даже преувеличенно опрятными. Задерживая на этом внимание, подтрунивая, иронизируя, высказывая догадки, даже любя и…

Данные о школьном поведении подростков

X. Резлер с соавт. (1974) приводят данные о школьном поведении подростков. У мальчиков больше трудностей с соблюдением дисциплины, чем у девочек. Трудности у мальчиков могут быть отчасти связаны с положительными качествами (смелость, предприимчивость, уверенность в себе, избыток сил, а более спокойное поведение девочек — с негативными  качествами (робость, конформность, преклонение перед авторитетами, карьеризм, сензитивность). Средние…

По данным нашего опроса молодежи, преобладающими источниками информации о различии полов, родовом акте, роли отца, сущности беременности, менструациях и поллюциях, половом акте, половых извращениях, признаках беременности, противозачаточных средствах были сверстники и старшие ребята, литература. 13% отцов и 86% матерей разъяснили своим детям вопросы о поллюциях и менструациях. В разъяснении остальных вопросов родители принимали участие меньшее,…