15 июня 2011

Мотивация

Мотивация участвует в формировании принятия решения и опережающего результата, удовлетворяющего лежащей в ее основе доминирующей потребности организма — акцептора результата действия [Судаков К В. и др., 1979] и в оценке достигнутых результатов.

В многочисленных опытах Е. Grastyan и G. Buzsaki и др. (1978, 1979) показано, что на фоне условнорефлекторной деятельности электрическое раздражение гипоталамуса, генерирующего непрерывный тетаритм в гиппокампе, вызывает условную реакцию избегания.

Напротив, раздражение структур, обусловливающих эффект десинхронизации в биоэлектрической активности гиппокампа, активирует условнорефлекторную деятельность и ускоряет реакцию достижения цели. Е. Grastyan (1968), а также P. Karli (1977) предполагают, что для организма характерно наличие оптимального уровня мотивационного возбуждения, определяющего характер поведения животного.

Поэтому животное избегает любых действий, понижающих этот уровень, и, наоборот, стремится к достижению результата, который понижает слишком сильное мотивационное возбуждение.

Процессы фиксации и воспроизведения энграммы зависят от эмоционального состояния человека и животных. Эмоции во многом определяют характер реакций на внешние стимулы и весь рисунок поведения в целом [Вальдман А. В. и др., 1976]. Детальные исследования Е. А. Громовой (1980) убедительно показали, что длительность процесса консолидации информации прямо зависит от уровня эмоционального напряжения. Существенная роль в функциональной связи эмоций и памяти, по ее мнению, принадлежит серотонину и катехоламинергической системе мозга.

С помощью веществ, изменяющих уровень или обмен моноаминов, возможно направленно влиять на обучение, причем эффект определяется характером эмоциональной окраски подкрепляющего раздражителя.

При этом установлена реципрокность функциональных взаимодействий между серотонинергической и норадренергической системами головного мозга, благодаря которой сходное влияние на память и обучение обеспечивается активацией одной биохимической системы и снижением активности другой.

Чрезвычайно важным является предположение Е. А. Громовой (1977, 1980), что обучение животных при функционально различном подкреплении (положительном или отрицательном) сопровождается изменением активности соответственно серотонинергической и катехоламинергической систем.

«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев

Читайте далее:



Гипотеза кодирования информации соответствующей структурой межнейрональных связей предполагает, что сохранение нервных связей обусловливается избирательным и направленным ростом аксонов к определенным постсинаптическим нейронам. Вероятно, такие специфические пути, формирующиеся в результате процесса обучения, и составляют основу энграммы. Наибольшее развитие эта гипотеза получила в исследованиях К Pribram (1975), который предложил модель, основанную на взаимодействии между нейроном и глией:…

В ЦНС зарегистрированы залпы импульсной активности, генерируемые нейронами ствола мозга в ответ на звуковую стимуляцию [Worden F. G. et al., 1968], которые можно рассматривать как подтверждение частотного кодирования высоты звука или его направления. Характер запаха кодируется у человека также пространственновременной структурой импульсной активности, возникающей первоначально в обонятельной луковице [Hughes J. R. et al., 1969]. Следовательно,…

Если признать, что сенсорный код в нервной системе достаточно надежен и предсказуем, то возникает вопрос, каким образом информация, поступившая в форме электрического сигнала, хранится затем в нервных клетках (или глиальных элементах) в неэлектрической форме? Почти все исследователи признают, что в течение короткого промежутка времени (от 15 мин до 1 ч) сенсорный сигнал оставляет след, который…

С позиции теории консолидации необъяснимы также нарушения запоминания при применении электрошока до обучения [Гречин В. Б., 1979], наличие ошибок при извлечении следа памяти у человека, а также явления гипермнезии и реминесценции, феномен интерференции и эффект обучения животных какойлибо реакции с первого предъявления. В то же время все эти факты можно объяснить, предположив, что вся воспринятая…

Представление о двойственности процессов памяти (наличие кратковременной и долговременной памяти) основывается также на том, что в их основе лежат различные механизмы. Например, формирование энграммы кратковременной памяти связывают с нейродинамическими процессами, а долговременной — со стойкими структурными изменениями в ткани мозга. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что биоэлектрические процессы, лежащие в основе кратковременного хранения информации, есть…