15 июня 2011

Мотивация

Мотивация участвует в формировании принятия решения и опережающего результата, удовлетворяющего лежащей в ее основе доминирующей потребности организма — акцептора результата действия [Судаков К В. и др., 1979] и в оценке достигнутых результатов.

В многочисленных опытах Е. Grastyan и G. Buzsaki и др. (1978, 1979) показано, что на фоне условнорефлекторной деятельности электрическое раздражение гипоталамуса, генерирующего непрерывный тетаритм в гиппокампе, вызывает условную реакцию избегания.

Напротив, раздражение структур, обусловливающих эффект десинхронизации в биоэлектрической активности гиппокампа, активирует условнорефлекторную деятельность и ускоряет реакцию достижения цели. Е. Grastyan (1968), а также P. Karli (1977) предполагают, что для организма характерно наличие оптимального уровня мотивационного возбуждения, определяющего характер поведения животного.

Поэтому животное избегает любых действий, понижающих этот уровень, и, наоборот, стремится к достижению результата, который понижает слишком сильное мотивационное возбуждение.

Процессы фиксации и воспроизведения энграммы зависят от эмоционального состояния человека и животных. Эмоции во многом определяют характер реакций на внешние стимулы и весь рисунок поведения в целом [Вальдман А. В. и др., 1976]. Детальные исследования Е. А. Громовой (1980) убедительно показали, что длительность процесса консолидации информации прямо зависит от уровня эмоционального напряжения. Существенная роль в функциональной связи эмоций и памяти, по ее мнению, принадлежит серотонину и катехоламинергической системе мозга.

С помощью веществ, изменяющих уровень или обмен моноаминов, возможно направленно влиять на обучение, причем эффект определяется характером эмоциональной окраски подкрепляющего раздражителя.

При этом установлена реципрокность функциональных взаимодействий между серотонинергической и норадренергической системами головного мозга, благодаря которой сходное влияние на память и обучение обеспечивается активацией одной биохимической системы и снижением активности другой.

Чрезвычайно важным является предположение Е. А. Громовой (1977, 1980), что обучение животных при функционально различном подкреплении (положительном или отрицательном) сопровождается изменением активности соответственно серотонинергической и катехоламинергической систем.

«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев

Читайте далее:





Представление о двойственности процессов памяти (наличие кратковременной и долговременной памяти) основывается также на том, что в их основе лежат различные механизмы. Например, формирование энграммы кратковременной памяти связывают с нейродинамическими процессами, а долговременной — со стойкими структурными изменениями в ткани мозга. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что биоэлектрические процессы, лежащие в основе кратковременного хранения информации, есть…

Развитие посттетанической потенциации в системе коллатералей Шаффера и комиссуры свода гиппокампа приводило к усилению фосфорилирования белка синаптических мембран с молекулярной массой 40000 дальтон [BrowningM. et al., 1972], что, по мнению G. Lynch с соавт. (1979), безусловно может лежать в основе синаптической пластичности. Все приведенные данные свидетельствуют о том, что в основе кодирования импульсной активности сенсорных…

Детальный анализ значения парадоксальной и медленноволновой фазы сна в процессах переработки информации в мозге человека проведен в монографии Р. М. Грановской Восприятие и модели памяти (1974). Циклическая природа сна рассматривается автором как несомненное доказательство ограниченности объема кратковременной памяти, ибо, согласно ее предположению, информация из долговременной памяти переписывается в кратковременную не вся сразу, а отдельными частями….

Значение эмоционального состояния в процессах фиксации информации проявляется не только в длительности сохранения энграммы. Оно тесно связано также с формированием установки, сущность которой состоит в создании доминирующей мотивации, направленной на достижение определенного конечного результата или состояния внутренней готовности к определенной активности. Важность установки для фиксации информации достаточно убедительно можно проиллюстрировать следующим примером: оценка значимости материала,…

Некоторые исследователи [Розанов С. П., 1976; Pfeiifer A., 1974] считают, что информация кодируется структурой межнейрональных связей, закрепляемой неспецифическими механизмами адаптации синапсов к возбуждению. В этом случае отпадает гипотеза о специфичности и вариабельности формирования химических коннекторов в обучаемых синапсах, так как предполагается, что весь комплекс процессов, ведущих к усилению метаболизма в нейронах и повышению их возбудимости,…