4 июня 2009

Биоэлектрическая активность головного мозга

Отведение биопотенциалов головного мозга — электроэнцефалография — дает представление об уровне физиологической активности головного мозга. Кроме метода электроэнцефалографии — записи биоэлектрических потенциалов, используется метод энцефалоскопии — регистрации колебаний яркости свечения множества точек мозга (от 50 до 200).

Электроэнцефалограмма является интегративным пространственно-временным показателем спонтанной электрической активности мозга. В ней различают амплитуду (размах) колебаний в микровольтах и частоту колебаний в герцах. В соответствии с этим в электроэнцефалограмме различают четыре типа волн: α-, β-, θ- и ∆-ритмы. Для α-ритма характерны частоты в диапазоне 8 — 15 Гц, при амплитуде колебаний 50 — 100 мкВ.

Он регистрируется только у людей и высших обезьян в состоянии бодрствования, при закрытых глазах и при отсутствии внешних раздражителей. Зрительные раздражители тормозят α-ритм. У отдельных людей, обладающих живым зрительным воображением, α-ритм может вообще отсутствовать.

Для деятельного мозга характерен β-ритм. Это электрические волны с амплитудой от 5 до 30 мкВ и частотой от 15 до 100 Гц. Он хорошо регистрируется в лобных и центральных областях головного мозга. Во время сна появляется θ-ритм. Он же наблюдается при отрицательных эмоциях, болезненных состояниях. Частота потенциалов θ-ритма от 4 до 8 Гц, амплитуда от 100 до 150 мкВ. Во время сна появляется и ∆-ритм — медленные (с частотой 0,5 — 3,5 Гц), высокоамплитудные (до 300 мкВ) колебания электрической активности мозга.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Асимметрия функций больших полушарий головного мозга является генетически предопределенной. Она выражается в преимущественном участии левой или правой половины мозга в качественно различном анализе внешних раздражителей, при равной возможности выбора. Например, врожденная леворукость обеспечивает при равновероятном выборе движений преимущественное участие левой руки. Абстрактные, пространственно-временные понятия формируются при непременном участии обоих полушарий мозга. Предполагают, что время «течет»…

Психические явления — это отношения отношений. В самом деле, если на первых этапах развития психики ребенок может усвоить элементарные связи между предметами, то достоянием сознания они становятся только тогда, когда при посредстве взрослых людей постигаются обобщенные в словах отношения предметов реальной действительности. Психический процесс не может быть сведен к физиологическому. Отождествление физиологической основы и свойств,…

Морфофункциональная асимметрия усиливается специализированным упражнением. Тренировка генетически ведущего процесса углубляет его специализацию. Если же эта тренировка направлена на заведомую переделку врожденной специализации, то происходит ее ослабление. Например, намеренное увеличение нагрузки и числа манипуляций правой рукой у леворукого субъекта может ослабить и даже извратить генетически ведущее начало. Насильственная переделка движений, обусловленных генетически предопределенной асимметрией, отрицательно сказывается…

Физиологические процессы, какой бы степени сложности они ни достигли, сами не могут быть источником осмысливания, осознания отношений предметов реального бытия. В то же время, поэтапно насыщаясь этими отношениями, мозг облекает их в осознаваемую форму, социальный опыт оказывается пересаженным в человеческую голову. Разумеется, сознание не может быть оторвано от своего носителя — головного мозга человека. Но…

Помимо рассмотренных видов электрической активности, у человека регистрируется Е-волна (волна ожидания раздражителя) и веретенообразные ритмы. Волна ожидания регистрируется при выполнении сознательных, ожидаемых действий. Она предшествует появлению ожидаемого раздражителя во всех случаях, даже при неоднократном его повторении. По-видимому, ее можно рассматривать как электроэнцефалографический коррелят акцептора действия, обеспечивающего предвидение результатов действия до его завершения. Субъективная готовность отвечать…