5 июня 2009

Физиологическая эффективность урока физической культуры (Показатели утомления учащихся)

При оценке степени воздействия физической нагрузки на организм школьника преподаватель, как правило, вынужден полагаться на показатели утомления учащихся, находящие выражение в изменении самочувствия, внимания, отношения к занятиям, в мимике, окраске кожи, в степени расстройства координации движений. При утомлении отмечаются вялость движений, потеря желания заниматься, неточность выполнения команд и распоряжений преподавателя. Объективно при этом отмечаются неадекватное учащение пульса при нагрузке, падение максимального и повышение минимального артериального давления.

При большой информативной ценности пульса, как показателя функционального состояния спортсмена, необходимо иметь в виду, что он не всегда отражает степень воздействия упражнения на организм. Например, выполнение работы статического характера, предъявляющей сложные требования к функции сердечно-сосудистой системы, сопровождается незначительным учащением пульса. В то же время частота пульса может значительно возрастать при эмоциональных напряжениях, даже если они не связаны с физической нагрузкой.

Объективная оценка воздействия физических упражнений на организм может быть осуществлена при комплексном врачебно-физиологическом обследовании школьников. Степень физиологического воздействия урока на организм в значительной степени определяется моторной (двигательной) плотностью урока. Повышение моторной плотности школьного урока увеличивает его эффективность как в воспитании физических качеств, так и в обучении двигательным действиям.

Моторная плотность урока увеличивается при сокращении интервалов отдыха между упражнениями. При разучивании новых движений паузы должны быть такими, чтобы сохранилась оптимальная возбудимость корковых проекций двигательного анализатора. Освоение новых движений на следах возбуждения в центральной нервной системе происходит быстрее. Для повышения эффективности упражнений, направленных на воспитание скорости, интервалы отдыха должны обеспечивать такой уровень восстановления, который дает возможность выполнить последующее упражнение с максимальным эффектом. При выполнении упражнений, направленных на воспитание выносливости, паузы отдыха, напротив, сокращаются.

Для постоянного поддержания интереса к уроку, в особенности у детей младшего школьного возраста и подростков, целесообразны кратковременные паузы отдыха между упражнениями. Они оправданы и с точки зрения поддержания оптимального эмоционального фона.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11 —13 и у мальчиков 13—15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Благоприятные предпосылки для повышения гибкости в этом возрасте не должны, однако, сделать ее воспитание самоцелью. Чрезмерная подвижность в суставах неблагоприятно отражается на формировании некоторых двигательных…

В подростковом возрасте создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Однако в период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости подростка. Степень воздействия физических упражнений на организм в значительной степени предопределяется уровнем, биологического созревания школьника. Если в вопросах методики обучения движениям…

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной подготовки пытаться выполнять сложные акробатические, гимнастические и другие упражнения. Учитывая эти особенности подростков, следует исключать из урока упражнения, которые могут быть потенциальными источниками перенапряжений или спортивного травматизма. Неустойчивость психики подростка делает необходимым так строить процесс обучения физическим упражнениям, чтобы постоянно…

В подростковом возрасте создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростного бега. Средствами развития быстроты является бег с предельной или околопредельной скоростью от 20 до 60 м, семенящий бег, с последующим ускорением, а также контрастные по мышечному напряжению упражнения. К 14—15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, лежащих в основе прироста быстроты, снижаются. В связи…

В подростковом возрасте следует применять упражнения, требующие поддержания статических поз, стоек, висов, упоров. Физиологическими предпосылками использования длительных упражнений, способствующих воспитанию выносливости в подростковом возрасте; являются повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды, совершенствование механизмов гомеостаза. Эффективными упражнениями для воспитания выносливости в этом возрасте является переменный бег: чередование бета со скоростью 60% от максимальной с малоинтенсивным…