4 июня 2009

Развитие двигательной функции у детей школьного возраста (В старшем школьном возрасте)

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 14 — 16 годам появляются зоны окостенения в эпифизарных хрящах, в межпозвоночных дисках, которые, постепенно увеличиваясь, приводят к завершению роста. В 16 — 17-летнем возрасте прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 17 — 18-летнему возрасту. Рациональная физическая нагрузка не оказывает существенного влияния на рост тела.

В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы прироста мышечной массы. Отношение массы мышц к массе тела в 12-летнем возрасте составляет около 30%. К 18 годам масса мышц составляет до 40 — 45% массы тела. В связи с увеличением мышечной массы растет и мышечная сила. Максимальный прирост силы на 1 кг массы у подростков наблюдается до 13 — 14 лет. После этого темпы прироста относительной мышечной силы снижаются.

Показатели относительной силы девушек 15 — 16 лет значительно уступают соответствующим показателям мальчиков. Поэтому в занятиях с девушками следует особенно строго дозировать упражнения с элементами статических напряжений; лазание, переноска груза.

В возрастных изменениях двигательной функции организма ведущее место принадлежит центральной нервной системе, прежде всего ее высшему отделу — коре больших полушарий. Морфологическое развитие нервной системы к периоду полового созревания почти полностью завершается. Однако структурное и функциональное совершенствование вегетативных систем организма и опорно-двигательного аппарата продолжается и после достижения половой зрелости.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Высота выпрыгивания вверх без специальной тренировки увеличивается до 13 — 14-летнего возраста, после чего темпы прироста снижаются. К этому возрасту высокой степени совершенства достигают отдельные показатели пространственной ориентировки: различение амплитуды движения, точность прыжков на заданную высоту. Без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 13 — 14 лет и у мальчиков…

Важнейшей составной частью деятельности организма при выполнении произвольных двигательных действий является управление движениями. Управление движениями есть результат взаимодействия центральной нервной системы и исполнительного аппарата, осуществляемого на основе взаимного обмена информацией между пусковыми и эфферентными частями двигательного анализатора. Ведущим принципом управления произвольной двигательной деятельностью является принцип сенсорных коррекций. Изменение функционального состояния проприоцепторов мышц при выполнении движений…

Сущность координации заключается в согласовании отдельных видов деятельности организма при выполнении целостного физиологического акта. При известной условности можно выделить по крайней мере три вида координации: нервную, мышечную и двигательную. При этом под нервной координацией следует понимать сочетание нервных процессов, приводящих к решению двигательной задачи; под мышечной — согласованное напряжение и расслабление мышц, в результате чего…

Действие внутренних реактивных сил вносит элемент возмущения в исходный характер движения. Организм справляется с возникающими в процессе движения реактивными силами двумя путями: или торможением их, или включением в состав основного двигательного акта. В практике выполнения спортивных движений оба эти пути используются в тесном единстве. Торможение реактивных сил, возникающих в одном двигательном звене, обеспечивает их передачу…

Изучая механизмы формирования произвольных движений, И. П. Павлов пришел к заключению, что кинестетические клетки двигательного анализатора обладают способностью ассоциироваться со всеми клетками коры, осуществляя воспроизведение сигналов от внешних и внутренних рецепторов. Произвольность движений И. П. Павлов связывал, с функцией коры больших полушарий. Согласование двигательных реакций, по мнению Шеррингтона, происходит в «общем пути» — месте схождения…