4 июня 2009

Механизмы координации

Изучая механизмы формирования произвольных движений, И. П. Павлов пришел к заключению, что кинестетические клетки двигательного анализатора обладают способностью ассоциироваться со всеми клетками коры, осуществляя воспроизведение сигналов от внешних и внутренних рецепторов. Произвольность движений И. П. Павлов связывал, с функцией коры больших полушарий.

Согласование двигательных реакций, по мнению Шеррингтона, происходит в «общем пути» — месте схождения импульсов от различных афферентных систем. Конкуренция между ними обеспечивает прохождение на конечный общий путь наиболее биологически значимого сигнала, который и определяет текущую двигательную реакцию.

В связи с тем что афферентных нейронов в несколько раз больше, чем эфферентных, с разных афферентных путей возбуждение может передаваться на одни и те же эфферентные нервы. Импульсы из различных рецептров сходятся к общим выносящим путям, т. е. одна и та же деятельность организма может быть пущена в ход с различных рецепторных систем.

На конечный путь приходят нервные импульсы, несущие информацию о наиболее биологически значимом раздражителе.

Основная роль в выборе раздражителя принадлежит торможению, исключающему влияние других, одновременно возбужденных сенсорных нейронов. Неоспоримость факта морфологических особенностей нервной системы, выражающегося в преобладании , сенсорных нейронов над эфферентными, не является, однако, главным условии, определяющим упорядоченную целесообразную ответную реакцию на действие многочисленных раздражителей.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



В пубертатном периоде отмечаются угловатость и скованность в движениях. К концу периода полового созревания координация движений становится более упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это является результатом совершенствования функций центральной нервной системы, созревания двигательного анализатора и периферического аппарата движений. Интенсивное развитие мышц кисти рук происходит в 6 — 7-летнем возрасте ребенок приучается к письму и…

Высота выпрыгивания вверх без специальной тренировки увеличивается до 13 — 14-летнего возраста, после чего темпы прироста снижаются. К этому возрасту высокой степени совершенства достигают отдельные показатели пространственной ориентировки: различение амплитуды движения, точность прыжков на заданную высоту. Без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 13 — 14 лет и у мальчиков…

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 14 — 16 годам появляются зоны окостенения в эпифизарных хрящах, в межпозвоночных дисках, которые, постепенно увеличиваясь, приводят к завершению роста. В 16 — 17-летнем возрасте прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 17 — 18-летнему возрасту. Рациональная…

Важнейшей составной частью деятельности организма при выполнении произвольных двигательных действий является управление движениями. Управление движениями есть результат взаимодействия центральной нервной системы и исполнительного аппарата, осуществляемого на основе взаимного обмена информацией между пусковыми и эфферентными частями двигательного анализатора. Ведущим принципом управления произвольной двигательной деятельностью является принцип сенсорных коррекций. Изменение функционального состояния проприоцепторов мышц при выполнении движений…

Сущность координации заключается в согласовании отдельных видов деятельности организма при выполнении целостного физиологического акта. При известной условности можно выделить по крайней мере три вида координации: нервную, мышечную и двигательную. При этом под нервной координацией следует понимать сочетание нервных процессов, приводящих к решению двигательной задачи; под мышечной — согласованное напряжение и расслабление мышц, в результате чего…