4 июня 2009

Развитие двигательной функции у детей школьного возраста (В пубертатном периоде)

В пубертатном периоде отмечаются угловатость и скованность в движениях. К концу периода полового созревания координация движений становится более упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это является результатом совершенствования функций центральной нервной системы, созревания двигательного анализатора и периферического аппарата движений.

Интенсивное развитие мышц кисти рук происходит в 6 — 7-летнем возрасте ребенок приучается к письму и манипуляциям с мелкими предметами. Развитие мышц-сгибателей в силу их постоянного тонического напряжения, вызванного действием сил тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей. Поэтому при занятиях необходимо подбирать такие упражнения, которые оказывают стимулирующее воздействие на мышцы-разгибатели.

Показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата — возбудимость и лабильность — уже к 8 — 10 годам приближаются к уровню взрослых людей. Величина хронаксии отдельных мышечных групп у детей 8 — 10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. У мальчиков от 7 до 9 лет отмечается более значительное его увеличение, чем у девочек. К 10 — 12 годам темпы этого роста у девочек и мальчиков выравниваются. Скорость и частота движений, а также способность поддерживать максимальный их темп к 13 — 14 годам приближаются к показателям взрослых людей.

Наибольший годовой прирост результатов в прыжках в длину с места у девочек наблюдается с 9 до 10 лет. С 10 до 11 лет этот прирост составляет всего 5%. После 11 лет существенного увеличения результатов в этом виде упражнений не наблюдается. У мальчиков прирост результатов при выполнении прыжков в длину с места продолжается до 14 — 15-летнего возраста. Возрастное увеличение дальности метаний также заканчивается к этому возрасту.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



Сущность координации заключается в согласовании отдельных видов деятельности организма при выполнении целостного физиологического акта. При известной условности можно выделить по крайней мере три вида координации: нервную, мышечную и двигательную. При этом под нервной координацией следует понимать сочетание нервных процессов, приводящих к решению двигательной задачи; под мышечной — согласованное напряжение и расслабление мышц, в результате чего…

Действие внутренних реактивных сил вносит элемент возмущения в исходный характер движения. Организм справляется с возникающими в процессе движения реактивными силами двумя путями: или торможением их, или включением в состав основного двигательного акта. В практике выполнения спортивных движений оба эти пути используются в тесном единстве. Торможение реактивных сил, возникающих в одном двигательном звене, обеспечивает их передачу…

Изучая механизмы формирования произвольных движений, И. П. Павлов пришел к заключению, что кинестетические клетки двигательного анализатора обладают способностью ассоциироваться со всеми клетками коры, осуществляя воспроизведение сигналов от внешних и внутренних рецепторов. Произвольность движений И. П. Павлов связывал, с функцией коры больших полушарий. Согласование двигательных реакций, по мнению Шеррингтона, происходит в «общем пути» — месте схождения…

Для понимания физиологических механизмов управления движениями важное значение имеет учение А. А. Ухтомского о доминанте. Наличие доминирующих нервных центров в центральной нервной системе играет координирующую роль в целенаправленной двигательной деятельности. А. А. Ухтомский показал, что рабочие механизмы выполнения точного, целенаправленного действия формируются в соответствии с двигательной доминантой, установкой на конечный результат. Доминанта, возникающая при выполнении…

От элементарных двигательных действий ребенок переходит к овладению сложными движениями, связанными с перемещением тела в пространстве (ходьба, бег, прыжки и т. д.). К 6,5 — 8 месяцам ребенок переступает ножками при посторонней поддержке. К 10 — 12 месяцам он начинает передвигаться самостоятельно. В возрасте 1 — 2 лет движения ребенка отличаются неупорядоченностью и неуклюжестью. Только…