3 июня 2009

Функции среднего уха

Схематическое изображение строения внутреннего уха. А — поперечный разрез улитки; 1 — лестница преддверия; 2 — Схематическое изображение строения внутреннего ухарейснерова мембрана; 3 — эндолимфатический проток улитки; 4 — сосудистая полоска; 5 — кортиев орган; 6 — барабанная лестница; 7 — спиральный нервный узел; 8 — основание покровной пластинки. Б — кортиев орган: 1 — покровная пластинка (текториальная мембрана); 2 — наружные волосковые клетки; 3 — внутренние волосковые клетки; 4 основная мембрана; 5 — дендриты клеток спирального узла.

Мышцы среднего уха выполняют и другую функцию: они уменьшают резонанс в полости среднего уха, снижают низкочастотный шум (например, при жевании). Следовательно, эти мышцы способствуют обнаружению полезного сигнала в шуме. Во внутреннем ухе производится анализ звука по частоте и силе. Внутреннее ухо отделено от среднего перепонками овального и круглого окон.

Орган слуха (кортиев орган) расположен в улитке спирально закрученной формы. На поперечном разрезе улитки хорошо видны три разделенных мембранами канала: верхний — вестибулярный, средний — эндолимфатический и нижний — барабанный На вершине улитки верхний и нижний каналы сливаются через отверстие — геликотрему. В среднем канале, отделенном от верхнего рейснеровой мембраной, а от нижнего — основной мембраной, расположен кортиев орган.

Кортиев орган представляет собой систему поперечных волокон основной мембраны и чувствительных волосковых клеток, расположенных на этой мембране. Колебания волокон основной мембраны передаются на волосковые клетки, в которых при соприкосновении с нависающей над ними текториальной мембраной возникает рецепторный потенциал. Нервные импульсы, генерируемые волосковыми клетками, передаются по улитковому нерву к высшим центрам звукового анализа.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:





Виды рецепторов. Рецепторами называются специализированные клетки, воспринимающие действие раздражителей. Энергия раздражителя кодируется рецептором и передается в центральный аппарат анализа. Высший, или корковый, анализ является конечным звеном в цепи последовательных операций восприятия раздражителей внешней и внутренней среды. И. П. Павлов предложил назвать систему анализа раздражителей анализатором. В анализатор входят рецепторные образования, центростремительные нервные волокна, проводящие возбуждение,…

Слуховое описание речи является сигналом для лингвистического анализа, после предварительного составления корковой «инструкции» к синтезу артикуляционного комплекса. «Мозговая» фонема становится в этом случае надсенсорным и надмоторным, абстрактным описанием речевых элементов. Последовательность наборов инструкций для артикуляции запоминается и становится той формой описания услышанного сигнала, которая необходима для последующего ее осмысливания. Можно накопить определенное количество инструкций к…

Формирование сладкого и горького вкуса Р. Шелленбергер связывает с молекулярной структурой веществ. Сладкий вкус имеют вещества, в молекулах которых на расстоянии 0,3 нм находятся водородные донорно-акцепторные группировки. Донорами водорода являются гидроксильные ионы и аминогруппы. Акцептором его служит кислород. В молекулах углеводов одна карбоксильная группа служит донором, другая — акцептором водородного атома. В сахарине акцептором водорода…

Наиболее общими свойствами рецепторов являются возбудимость, лабильность и адаптация. Для них характерны и главные меры измерения: порог раздражения, хронаксия и адеквата. Раздражители делятся на адекватные и неадекватные. Адекватность или неадекватность раздражителя определяется не собственными его качествами, а специфичностью рецепторного аппарата. Для зрительного рецептора адекватным раздражителем является свет. В то же время свет — неадекватный раздражитель…

Эмоционально-насыщенная речь хорошо воспринимается и запоминается лучше. Образное словесное сообщение, в свою очередь, само способствует эмоциональному его восприятию. Прочтем внимательно: «Хрустнул проломленный Крыма хребет» (В. Маяковский). Перекатывающееся в строке раскатистое «р» усиливает выразительность и эмоциональную окраску стиха. Описание речевого сообщения и дальнейший его анализ, накопление «инструкций к синтезу» происходят преимущественно в левой височной области (у…