1 апреля 2009

Скорость физиологических процессов

В организме человека все физиологические процессы совершаются с определенной скоростью и в течение определенного времени. Например, вкусовые рецепторы у человека приходят в активное состояние только раз в 3—4 часа и в этот период они чутко реагируют на вкусовые раздражители.

Движения человек тоже  совершает во  времени: за различные отрезки времени.  Поэтому развитое чувство Бремени не менее важно для артиста балета, чем чувство пространства. В образовании чувства времени участвуют двигательный, зрительный и слуховой анализаторы. Значительную роль в различении небольших интервалов времени играет слуховой анализатор. Воспринимая музыку на уроке или во время спектакля, артист балета различает за какое время нужно выполнить всю комбинацию движений, каждое ее движение и любой его элемент. Например, grand battement можно выполнять на три или на четыре четверти.

Выполняя любые хореографические движения, артист балета управляет движениями своего тела в пространстве и времени. Поэтому совершенствование техники движений связано в первую очередь со способностью управлять ими во времени и пространстве.

Впоследствии на основе чувства пространства и времени формируется чувство скорости и ее изменений. В его образовании принимает участие вестибулярный аппарат. Образование взаимосвязи между анализаторами происходит в коре полушарий мозга и является результатом взаимодействия между их центральными отделами. Таким образом, кора полушарий головного мозга представляет собой анализаторную поверхность, функционирующую как единое целое.

В результате совместной деятельности анализаторов человек совершает согласованные движения, сохраняет равновесие тела. Взаимодействие анализаторов позволяет видеть окружающий мир таким, какой он на самом деле. Ведь на сетчатке глаза изображение предметов получается уменьшенным и обратным, но двигательный, кожный, слуховой и вестибулярный анализаторы снабжают мозг правильной информацией о том, где «верх» и «низ», куда направлена сила тяжести тела и т. д. Поэтому мы видим предметы не уменьшенными и не перевернутыми.

Нарушение   взаимодействия   в   работе   анализаторов вызывает у человека серьезные расстройства. Но временные   нарушения   слаженной   работы   анализаторов возможны и у здоровых людей. Известно, что при вращении без зрительного ориентира («точки») кружится голова и теряется равновесие. Могут возникнуть тошнота и другие неприятные явления. Это происходит из-за нарушения взаимодействия анализаторов. По этой же причине нам кажется, что луна плывет, а облака неподвижны, что мост двигается, а вода стоит на месте.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Во время выполнения любого, даже самого простого, танцевального   движения   одновременно   включаются  в работу многие анализаторы, участвуя в разучивании и закреплении движений, устанавливая взаимосвязи в работе разных мышц, подготавливая внутренние органы к деятельности во  время мышечной работы,  оценивая скорость движений, их направление, силу и т. д. Например, выполняя тур в воздухе танцовщик сперва сильно отталкивается от…

Анализаторы функционируют во взаимной связи друг с другом. Например, зрительный анализатор взаимодействует со слуховым. Музыкантами было замечено, что в освещенном помещении музыка лучше воспринимается. Поэтому в концертных залах свет не выключается. Двигательный  анализатор  связан со зрительным. Каждый знает, как трудно выполнить повое точное движение, не видев его. Стоит один раз увидеть, как оно выполняется и его…

Слуховой анализатор (Строение органа слуха 2)

Внутри канала улитки лежит основная перепонка (1). Она состоит из 24 000 упругих волоконец. На них находятся слуховые рецепторы (2). Это клетки с волосками на верхушке. Их столько же, сколько волоконец основной перепонки. Над ними свисает   покровная  перепонка (3). Она может прикасаться к волосковым клеткам. К слуховым рецепторам подходят окончания слухового нерва (4). Ушная раковина улавливает звуковые колебания. По наружному слуховому проходу…

По слуховому нервувозбуждение передается в слуховую зону коры — центральный отдел слухового анализатора. Слуховая зона коры представляет собой точную проекцию слуховых рецепторов улитки. Рецепторы, лежащие у основания улитки, воспринимают высокие звуки. Им соответствует определенный участок в слуховой зоне коры. Другой участок соответствует рецепторам верх них отделов улитки, возбуждающимся в ответ на низкие звуки. Между этими…

Строение органа зрения

Вспомогательный аппарат глаза — это брови (1), веки (2), ресницы, слёзные железы (3), слёзный канал (4), глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды. Глазное яблоко лежит в глазнице и имеет шарообразную форму. Его стенки состоят из трех оболочек:   наружной — фиброзной    (1), средней — сосудистой (2)   и внутренней — сетчатой (3). Фиброзная оболочка состоит из плотной соединительной ткани….