21 апреля 2009

Необходимые сведения по вопросам пола для ребенка

Необходимые сведения по вопросам пола ребенок должен получать по мере появления к ним интереса. Вместе с тем, родители не должны подавлять пробуждение и развитие детской любознательности, в семье надо создать атмосферу готовности ответить на любые вопросы ребенка, уметь заметить эти вопросы. Не следует превращать ответы в пространные лекции. Они должны быть краткими, правдивыми, без излишней детализации. Здесь уместен известный афоризм, согласно которому нужно говорить только правду, но не всегда всю правду.

Уже в самых первых ответах не должно быть места для сказочных объяснений, даже современных (например, когда мать сообщает 5-летней дочери, что дети происходят от таблеток, и теряется перед немедленно следующим вопросом: «Если принять 10 таблеток, будет 10 детей?»)

С каждым следующим вопросом все труднее лгать и все опаснее ложь: она не удовлетворяет ребенка и побуждает ко все более сложным вопросам, рано или поздно более или менее драматично ложь раскрывается. Нужно очень недооценивать ребенка, чтобы надеяться, что он оставит без внимания случаи беременности окружающих женщин, не уловит полутонов и намеков в разговорах взрослых.

Поняв, что родители утаивают что-то, ребенок перестанет обращаться к ним с интересующими его вопросами, обманет их, внешне скрывая свои интересы и усыпив их бдительность, но, не умея и не желая отказаться от поиска ответов на свои вопросы, пойдет с ними к другим. Родителям надо готовиться к этапу подобных вопросов, освободиться от чувства неловкости в таких случаях, понять, что, стыдясь и страшась этих вопросов, они воспитывают такой же стыд и такой же страх у детей.

«Рискованные» вопросы детей являются, особенно на первых порах, таким же проявлением любознательности, как и вопросы, не относящиеся к полу. Твердое знание этого уменьшает эмоциональное напряжение у родителей, дает возможность отвечать ребенку спокойно и ровно, без смущения и раздражения.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. В жизни и в литературе все еще мало внимания уделяется позитивной роли отца и подчеркивается в основном его недостаточное участие в воспитании. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские…

Отрицательные аффекты родителей в ответ на вопросы о поле отталкивают ребенка и лишают его достоверных, не искаженных пошлостью, сведений, заставляют избегать вопросов вообще и кладут начало раннему отчуждению от родителей. Обсуждение вопросов пола должно носить доверительный характер. Отвечать на вопросы лучше сразу, лишь в редких случаях можно сослаться на необходимость вернуться к ним позже. Попытки…

Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то». В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и…

Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы….

Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы,…