21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Представление ребенка о принадлежности к определенному полу)

Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны [Зайдель К., Шевчик Г., 1977]. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и проявляется с первых дней. В младенческом возрасте именно родители (или постоянно заменяющие их лица) составляют человеческую среду обитания ребенка, от которой зависит развитие его психики.

Существуют наблюдения, что дети, которые с младенческого возраста лишены такого общения, несмотря на физический уход, могут к 4 — 5 годам даже погибнуть в состоянии психофизического маразма и при отсутствии физических заболеваний. В одном из родильных домов ФРГ новорожденных из страха перед инфекционными заболеваниями длительное время содержали в кювезах. Смертность среди них достигла 32:1000.

В тюрьме же, где родившие матери могли определенное время быть вместе с ребенком, из 1000 детей умирали лишь 19. Но даже если исход не столь тяжел, эмоциональный мир ребенка без материнской ласки и ухода (т. е. в условиях депривации) сужается и беднеет, ребенок вырастает недостаточно способным к контакту, с более или менее тяжелыми психическими нарушениями [Rutter M., 1974].

Ребенок, не испытавший материнского тепла в младенчестве или позже разочарованный в своей привязанности к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает страх, тревогу. Он может находить утешение в собственном теле — раскачиваться, сосать палец, кусать губы, раздражать гениталии.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Негативизм, и упрямство — это защита от влияния взрослых и способы самоутверждения. Если они встречают резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникают реакции неудовлетворенности и протеста, выражающиеся в строптивости. Последняя при усилении давления на ребенка может перейти в открытый бунт, который часто требует специального педагогического или медико-педагогического вмешательства. В противном случае…

Дети имеют право на уважение к их интимности с тем, чтобы воспитать у них уважение к интимности других. При этом нет никакой нужды подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела. Родителей нередко тревожат опасения, что вид обнаженного тела всегда стимулирует нездоровый сексуальный интерес. В действительности же этот интерес порождается обычно другими влияниями, в том числе совращающими…

Недостаточное удовлетворение эмоциональных потребностей младенца и холодность матери выявляются в анамнезе детей с первичными дефектами развития, садизмом [Зайдель К. и Шевчик Г., 1977]. О тяжелом влиянии депривации на последующее развитие свидетельствуют и эксперименты по разлучению младенцев с матерью, поставленные Н. Harlow (цит. по Г. С. Васильченко, 1977) на лабораторном двойнике человека — обезьянах. Выращенные с…

Реакция ребенка, обнаружившего интимные отношения родителей, решающим образом зависит от семейной атмосферы. В семьях, где царит пуританская борьба за чистоту нравов, резко осуждаются любые проявления половой принадлежности и жестоко подавляются даже намеки на сексуальность ребенка (например, суровое наказание за соответствующим образом интерпретированное положение рук в карманах), дети наиболее чувствительны к увиденному в спальне родителей. Они…

Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. В жизни и в литературе все еще мало внимания уделяется позитивной роли отца и подчеркивается в основном его недостаточное участие в воспитании. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские…