21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Второе Я)

В возрасте 2,5 лет, когда ребенок узнает себя, в его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его «я».

В это время о себе самом он говорит в третьем лице. В возрасте около 3 лет он начинает использовать местоимение «я», причем без всяких сомнений и грамматически правильно [Валлон А., 1967]. Аналогичные этапы формирования «я» нам удалось проследить и при неравномерном психическом развитии [Каган В. Е., 1976]. Становление «я» облегчает воспитательные воздействия на ребенка. Однако поскольку ребенок к этому возрасту еще не осваивает смысла многих слов (например, «хороший», «плохой», «красивый», «некрасивый» и др.), для управления его поведением в каждом конкретном случае нужны соответствующие словесные стимулы.

«Подобно постепенно раскрывающемуся вееру,» — говорит Р. Мейли, — перед нами раскрываются все новые и новые стороны личности ребенка». На этапе формирования «я» и перехода к качественно новому бытию это раскрытие происходит более или менее остро и драматично. Появление множества новых навыков вызывает у ребенка гордость собой и пренебрежение к тому и тем, что и кто совсем недавно были для него значимыми и ценными. Это можно сравнить с восприятием взрослого, которому вещи его детства кажутся поразительно маленькими, — примерно то же, но в очень короткий срок происходит с 3-летним ребенком.

Ему кажется, что он может все. Появляется требование «я сам», которое постоянно граничит, особенно в глазах взрослых, со своеволием. Известный негативизм, наблюдающийся у детей этого возраста, — не просто непослушание, при котором важно совпадение или несовпадение желаний ребенка и взрослого. В данном случае это не имеет значения. Ребенок отказывается даже от очень желаемого, если выполнения его потребовал взрослый.

Негативизм представляет собой акт социального характера: он адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем просят ребенка [Выготский Л. С, 1956]. С негативизмом тесно связано упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Личность ребенка еще слаба, а зависимость от окружения велика.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Родители отмечают особую привязанность детей к животным. Интересный факт, хотя, вероятно, не имеющий прямого отношения к обсуждаемой теме, заключается в том, что почти треть детей проявляет глубокую симпатию к персоналу детских учреждений. Не исключено, что случаи желания детей изменить свою половую принадлежность (12%) объясняются мотивами их привязанности к посторонним. Редкие случаи боязни утраты своих половых…

В подавляющем большинстве отечественных публикаций центр тяжести полового воспитания дошкольников сосредоточен на привитии гигиенических навыков, избегании раздражения эрогенных зон, отказе от сказочных разъяснений, организации рационального режима и питания; обращается также внимание на важность формирования у детей этических норм, на корректность отношений между взрослыми [Аркин Е. А., 1957; Богданович Л. А., 1975; Хрипкова А. Г., 1973;…

В большинстве семей только врач сумеет разъяснить, что те или иные выраженные проявления детской сексуальности являются чаще всего не столько результатом воспитания (в обычно понимаемом родителями смысле физического ухода и надзора), сколько следствием эмоционального напряжения в связи с нарушенными межличностными отношениями в семье. Безусловно, эти симптомы скорее проявятся, если ребенок истощен и ослаблен, страдает частыми…

Чрезмерное оберегание от переохлаждения, излишнее укутывание наносят вред, не только снижая сопротивляемость организма, но и создавая условия для раздражения гениталий (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но и перекармливание, благодаря перенаполнению кровью тазовых органов, могут приводить к напряжению в них и ранней сексуальной…

Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло. Появление новой игрушки — всегда радость для ребенка….