26 октября 2011

Акцелерация развития детей

В последние годы наблюдается акцелерация развития детей. Ускорение темпа развития у некоторых детей может сочетаться с диссоциацией физиологических функций, например, повышением андрогенной и относительным понижением глюкокортикоидной активности адреналовой системы.

Это может способствовать срыву адаптации при неадекватной дозировке физического фактора. В то же время методы физиотерапии (электросон, лечебные ванны, лекарственный электрофорез и др.) могут способствовать коррекции физиологических сдвигов, оказывать успокаивающее, регулирующее действие. При задержке развития — ретардации можно назначать стимулирующие, тонизирующие процедуры с положительным эффектом.

Своеобразие возрастной реактивности диктует необходимость выбора дозировок, времени проведения процедур, длительности курса лечения в зависимости от режима дня, питания, учебно-воспитательной работы, что обеспечивает наиболее благоприятные результаты.

Наибольшее значение при физиотерапии в педиатрии имеют особенности нервной, эндокринной системы, как наиболее чувствительных к внешним раздражителям, и кожи, которая в первую очередь подвергается действию физических факторов, в также системы терморегуляции, обмена веществ, сердечнососудистой.

Нервная система

Нервная система играет решающую роль во взаимодействии с внешней средой, адаптации организма к ее изменениям. У маленьких детей незакончившиеся развитие нервных клеток и миелинизация волокон, повышенная возбудимость рецепторов, широкая иррадиация возбуждения обусловливают повышенную чувствительность к действию физических факторов.

В течение первых лет жизни еще продолжается количественный рост и качественная дифференцировка нервных клеток, которая в коре большого мозга заканчивается к 8 годам.

Меняются соотношения между корой и подкоркой, гипоталамусом, гипофизом и ретикулярной формацией, совершенствуется высшая нервная деятельность. В школьном возрасте в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой легко возникают функциональные нарушения взаимной регуляции коры и подкорки, что может обусловить изменение деятельности органов, неадекватную реакцию этих детей. В то же время рациональное применение физиотерапии, санаторное лечение помогают выравниванию дисрегуляторных сдвигов.

Действию физического агента подвергаются не только рецепторы в области приложения энергии в коже, слизистых оболочках, но и интерорецепторы сосудов, глубоко расположенных органов и тканей.

У детей это раздражение быстрее и шире распространяется на соседние сегменты спинного мозга. При воздействии на рефлекторно-сегментарные зоны метамерные реакции захватывают более обширную зону и отличаются большей интенсивностью. Реакции организма обусловлены не только рефлекторным воздействием энергии фактора, но и влиянием биологически активных веществ (гистамин, серотонин, кинины, ферменты и др.), которые у детей образуются быстрее и в большем количестве.

Реакция нервной системы может быть обусловлена также влиянием химических веществ, содержащихся в минеральной воде, вводимых гальваническим током, или другим фактором. У маленьких детей вследствие высокого содержания воды в организме и повышенной проницаемости капиллярных мембран лекарственные вещества быстрее всасываются и раздражают интерорецепторы, легче накапливаются в тканях, оказывают характерное фармакокинетическое действие.

«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева



Анатомо-физиологические особенности детского организма определяют своеобразие организации и показаний для санаторно-курортного лечения больных детей. В детских санаторных учреждениях установлены более продолжительные сроки лечения (45 — 60 — 90 дней), чем у взрослых. Это позволяет обеспечить оптимальную длительность периода адаптации, курса комплексного лечения и заключительного периода закрепления результатов, подготовки к обычным условиям жизни и учебы. Четко…

Вследствие большей чувствительности нервной системы у детей, ее компенсаторных и пластических возможностей эффективность физиотерапии у них выше. Однако неадекватная дозировка может у маленького ребенка вызвать общую реакцию — вялость, сонливость или возбуждение, капризы, ухудшение аппетита, общего самочувствия, а при бальнеотерапии — патологическую бальнеореакцию. Следует помнить о возможности неадекватных реакций и у школьников в пубертатном периоде….

Химическая терморегуляция состоит в изменении интенсивности обменных, окислительных процессов, особенно при Холодовых воздействиях. Изменяется обмен во всех органах организма, но больше всего в печени и мышцах. Вследствие интенсивных пластических процессов у детей обмен веществ более высокий. Интенсивность обменных процессов, неустойчивость регулирующих систем определяют своеобразие терморегуляции систем терморегуляции детей, что необходимо учитывать при назначении дозировок. Рациональное…

Кроме возраста ребенка на состояние реактивности, адаптационные возможности организма оказывают влияние конституциональные особенности, длительное течение хронического заболевания, предшествующее лечение (особенно гормональное), перенесенная операция, интеркуррентная острая инфекция и др. Это диктует необходимость индивидуализации методики проведения процедур — более щадящая дозировка, увеличение интервала между процедурами и др. Аллергическая настроенность организма может обусловить неадекватный ответ на процедуру, гипер…

Для того чтобы не переутомлять ребенка, не рекомендуется проводить несколько процедур подряд (надо учитывать фазу последействия). В течение дня назначают только одну процедуру общего действия. При некоторых заболеваниях, например кожи, костно-мышечного аппарата, можно сочетать в один день общую и местную процедуру, но с интервалом не менее 1 — 2 ч. При этом местное воздействие (на…