Особенности применения физиотерапии и физиопрофилактики в детском возрасте
Организм ребенка отличается от организма взрослого не только меньшими размерами, но и качественно: он непрерывно растет, развивается, причем темпы развития отдельных органов и систем неодинаковы в разном возрасте. Различают отдельные возрастные периоды детства: новорожденности — до 1 мес жизни, грудной возраст — до 1 года, ясельный (пред-дошкольный) до 3 лет, дошкольный — до 6 — 7 лет, младший школьный — до 10 — 11 лет, старший школьный — до 15 лет. Резкой границы между ними нет.
Наиболее бурно рост и развитие ребенка происходят в течение первого года жизни — масса тела увеличивается на 200%, длина — на 50%, формируются основные статомоторные функции. Интенсивное физическое и нервнопсихическое развитие продолжается и в последующие годы, при этом можно выделить периоды более интенсивного роста — «вытяжения» (5 — 7 лет, 11 — 15 лет) и увеличения массы тела (1 — 3 года, 8 — 10 лет).
Нельзя говорить «о норме» для детей вообще, без дифференцирования в возрастном аспекте. Физические параметры ребенка необходимо учитывать и при дозировании физиотерапевтических процедур и определении сдвигов в процессе лечения.
В таблице приведены средние возрастные показатели физического развития детей.
Средние показатели массы тела и роста здоровых детей
Возраст, годы | Масса тела, кг | Рост, см | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1 | 10—11,5 | 9,1—10,8 | 73—79 | 72—77 |
2 | 12,4—13,7 | 11,7—14,1 | 85—92 | 82—90 |
3 | 13,7—16,1 | 13,1—16,7 | 92—99 | 91—99 |
4 | 15,5—18,9 | 14,4—17,9 | 98—107 | 95—106 |
5 | 17,4—22,1 | 16,5—20,4 | 105—116 | 104—114 |
6 | 19,7—21,4 | 19,0—23,5 1 | 111—121 | 111—120 |
7 | 21,6—27,9 | 21,5—27,5 | 119—129 | 118—129 |
8 | 24,1—31,3 | 24,2—30,8 | 125—135 | 124—134 |
9 | 26,1—34,9 | 26,6—35,6 | 128—141 | 128—140 |
10 | 30,0—38,4 | 30,2—38,5 | 135—147 | 134—147 |
11 | 32,1—40,9 | 31,7—42,5 | 138—149 | 138—152 |
12 | 36,7—49,1 | 38,4—50,0 | 143—158 | 146—160 |
13 | 39,3—53,0 | 43,3—54,4 | 149—165 | 151—163 |
14 | 45,4—56,8 | 46,5—55,5 | 155—170 | 154—167 |
15 | 50,4—62,7 | 50,3—58,5 | 159—175 | 156—167 |
Половые различия в первые годы выражены незначительно и увеличиваются с наступлением половой зрелости. Период этот называют пубертатным. Возраст появления вторичных половых признаков и темпы развития физиологических процессов зависят от состояния здоровья, питания, климатических, генетических особенностей и др. У девочек внешние признаки начинают появляться с 8 лет, у мальчиков с 9 — 10 лет.
Сроки появления признаков полового развития
Возраст, годы | Девочки | Мальчики |
8—9 | Округление бедер | |
9—10 | Ма1 | Складчатость мошонки |
10—11 | P1, A1 | Увеличение размеров яичек и полового члена (2X1 см) |
11—12 | Появление первой менструации | Пигментация мошонки, A1, P1 |
12—13 | Увеличение размеров клитора, Ма2 | Увеличение размеров яичек (3×1,5) и полового члена (7X2,5 см) |
13—14 | Установление регулярных менструации | Оволосение над верхней губой, увеличение силы мышц, строение тела по мужскому типу |
14—15 | Ма3, А2—3, Р2—3 | А3, Р3 — по мужскому типу. |
15—16 | — | Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация голоса |
Условные обозначения стадий развития вторичных половых признаков
Развитие грудных желез у девочек (М): Ма0 — детский сосок; Ma1 — околососковый кружок выдается над уровнем кожи; Ма2 — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается; Ма3 — железы приподняты на большом пространстве, сосок и околососковый кружок сохраняет форму конуса.
Появление волос на лобке (Р): Р0 — отсутствие волос; P1 — единичные короткие волосы; Р2 — более густые волосы; Р3 — волосы длинные по всему лобку.
Развитие волос в подмышечной впадине (А): А0 — отсутствие волос; A1 — единичные волосы; А2 — волосы более густые; А3 — волосы густые по всей подмышечной впадине [Студеникин М. Я., 1983].
Те или иные отклонения в функциональном состоянии нервной, сердечнососудистой или эндокринной системы чаще наблюдаются при раннем бурном половом созревании, а также при замедленном формировании.
Патология этого периода приобретает своеобразный характер — чаще наблюдаются функциональные нарушения сердечной деятельности, сосудистые дистонии, аномалии обмена веществ, неврозы, заболевания желудка, опорно-двигательного аппарата.
«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева
Анатомо-физиологические особенности детского организма определяют своеобразие организации и показаний для санаторно-курортного лечения больных детей. В детских санаторных учреждениях установлены более продолжительные сроки лечения (45 — 60 — 90 дней), чем у взрослых. Это позволяет обеспечить оптимальную длительность периода адаптации, курса комплексного лечения и заключительного периода закрепления результатов, подготовки к обычным условиям жизни и учебы. Четко…
В последние годы наблюдается акцелерация развития детей. Ускорение темпа развития у некоторых детей может сочетаться с диссоциацией физиологических функций, например, повышением андрогенной и относительным понижением глюкокортикоидной активности адреналовой системы. Это может способствовать срыву адаптации при неадекватной дозировке физического фактора. В то же время методы физиотерапии (электросон, лечебные ванны, лекарственный электрофорез и др.) могут способствовать коррекции…
Вследствие большей чувствительности нервной системы у детей, ее компенсаторных и пластических возможностей эффективность физиотерапии у них выше. Однако неадекватная дозировка может у маленького ребенка вызвать общую реакцию — вялость, сонливость или возбуждение, капризы, ухудшение аппетита, общего самочувствия, а при бальнеотерапии — патологическую бальнеореакцию. Следует помнить о возможности неадекватных реакций и у школьников в пубертатном периоде….
Химическая терморегуляция состоит в изменении интенсивности обменных, окислительных процессов, особенно при Холодовых воздействиях. Изменяется обмен во всех органах организма, но больше всего в печени и мышцах. Вследствие интенсивных пластических процессов у детей обмен веществ более высокий. Интенсивность обменных процессов, неустойчивость регулирующих систем определяют своеобразие терморегуляции систем терморегуляции детей, что необходимо учитывать при назначении дозировок. Рациональное…
Кроме возраста ребенка на состояние реактивности, адаптационные возможности организма оказывают влияние конституциональные особенности, длительное течение хронического заболевания, предшествующее лечение (особенно гормональное), перенесенная операция, интеркуррентная острая инфекция и др. Это диктует необходимость индивидуализации методики проведения процедур — более щадящая дозировка, увеличение интервала между процедурами и др. Аллергическая настроенность организма может обусловить неадекватный ответ на процедуру, гипер…
Для того чтобы не переутомлять ребенка, не рекомендуется проводить несколько процедур подряд (надо учитывать фазу последействия). В течение дня назначают только одну процедуру общего действия. При некоторых заболеваниях, например кожи, костно-мышечного аппарата, можно сочетать в один день общую и местную процедуру, но с интервалом не менее 1 — 2 ч. При этом местное воздействие (на…