Особенности применения физиотерапии и физиопрофилактики в детском возрасте
Организм ребенка отличается от организма взрослого не только меньшими размерами, но и качественно: он непрерывно растет, развивается, причем темпы развития отдельных органов и систем неодинаковы в разном возрасте. Различают отдельные возрастные периоды детства: новорожденности — до 1 мес жизни, грудной возраст — до 1 года, ясельный (пред-дошкольный) до 3 лет, дошкольный — до 6 — 7 лет, младший школьный — до 10 — 11 лет, старший школьный — до 15 лет. Резкой границы между ними нет.
Наиболее бурно рост и развитие ребенка происходят в течение первого года жизни — масса тела увеличивается на 200%, длина — на 50%, формируются основные статомоторные функции. Интенсивное физическое и нервнопсихическое развитие продолжается и в последующие годы, при этом можно выделить периоды более интенсивного роста — «вытяжения» (5 — 7 лет, 11 — 15 лет) и увеличения массы тела (1 — 3 года, 8 — 10 лет).
Нельзя говорить «о норме» для детей вообще, без дифференцирования в возрастном аспекте. Физические параметры ребенка необходимо учитывать и при дозировании физиотерапевтических процедур и определении сдвигов в процессе лечения.
В таблице приведены средние возрастные показатели физического развития детей.
Средние показатели массы тела и роста здоровых детей
Возраст, годы | Масса тела, кг | Рост, см | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1 | 10—11,5 | 9,1—10,8 | 73—79 | 72—77 |
2 | 12,4—13,7 | 11,7—14,1 | 85—92 | 82—90 |
3 | 13,7—16,1 | 13,1—16,7 | 92—99 | 91—99 |
4 | 15,5—18,9 | 14,4—17,9 | 98—107 | 95—106 |
5 | 17,4—22,1 | 16,5—20,4 | 105—116 | 104—114 |
6 | 19,7—21,4 | 19,0—23,5 1 | 111—121 | 111—120 |
7 | 21,6—27,9 | 21,5—27,5 | 119—129 | 118—129 |
8 | 24,1—31,3 | 24,2—30,8 | 125—135 | 124—134 |
9 | 26,1—34,9 | 26,6—35,6 | 128—141 | 128—140 |
10 | 30,0—38,4 | 30,2—38,5 | 135—147 | 134—147 |
11 | 32,1—40,9 | 31,7—42,5 | 138—149 | 138—152 |
12 | 36,7—49,1 | 38,4—50,0 | 143—158 | 146—160 |
13 | 39,3—53,0 | 43,3—54,4 | 149—165 | 151—163 |
14 | 45,4—56,8 | 46,5—55,5 | 155—170 | 154—167 |
15 | 50,4—62,7 | 50,3—58,5 | 159—175 | 156—167 |
Половые различия в первые годы выражены незначительно и увеличиваются с наступлением половой зрелости. Период этот называют пубертатным. Возраст появления вторичных половых признаков и темпы развития физиологических процессов зависят от состояния здоровья, питания, климатических, генетических особенностей и др. У девочек внешние признаки начинают появляться с 8 лет, у мальчиков с 9 — 10 лет.
Сроки появления признаков полового развития
Возраст, годы | Девочки | Мальчики |
8—9 | Округление бедер | |
9—10 | Ма1 | Складчатость мошонки |
10—11 | P1, A1 | Увеличение размеров яичек и полового члена (2X1 см) |
11—12 | Появление первой менструации | Пигментация мошонки, A1, P1 |
12—13 | Увеличение размеров клитора, Ма2 | Увеличение размеров яичек (3×1,5) и полового члена (7X2,5 см) |
13—14 | Установление регулярных менструации | Оволосение над верхней губой, увеличение силы мышц, строение тела по мужскому типу |
14—15 | Ма3, А2—3, Р2—3 | А3, Р3 — по мужскому типу. |
15—16 | — | Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация голоса |
Условные обозначения стадий развития вторичных половых признаков
Развитие грудных желез у девочек (М): Ма0 — детский сосок; Ma1 — околососковый кружок выдается над уровнем кожи; Ма2 — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается; Ма3 — железы приподняты на большом пространстве, сосок и околососковый кружок сохраняет форму конуса.
Появление волос на лобке (Р): Р0 — отсутствие волос; P1 — единичные короткие волосы; Р2 — более густые волосы; Р3 — волосы длинные по всему лобку.
Развитие волос в подмышечной впадине (А): А0 — отсутствие волос; A1 — единичные волосы; А2 — волосы более густые; А3 — волосы густые по всей подмышечной впадине [Студеникин М. Я., 1983].
Те или иные отклонения в функциональном состоянии нервной, сердечнососудистой или эндокринной системы чаще наблюдаются при раннем бурном половом созревании, а также при замедленном формировании.
Патология этого периода приобретает своеобразный характер — чаще наблюдаются функциональные нарушения сердечной деятельности, сосудистые дистонии, аномалии обмена веществ, неврозы, заболевания желудка, опорно-двигательного аппарата.
«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева
Анатомо-физиологические особенности детского организма определяют своеобразие организации и показаний для санаторно-курортного лечения больных детей. В детских санаторных учреждениях установлены более продолжительные сроки лечения (45 — 60 — 90 дней), чем у взрослых. Это позволяет обеспечить оптимальную длительность периода адаптации, курса комплексного лечения и заключительного периода закрепления результатов, подготовки к обычным условиям жизни и учебы. Четко…
Кроме возраста ребенка на состояние реактивности, адаптационные возможности организма оказывают влияние конституциональные особенности, длительное течение хронического заболевания, предшествующее лечение (особенно гормональное), перенесенная операция, интеркуррентная острая инфекция и др. Это диктует необходимость индивидуализации методики проведения процедур — более щадящая дозировка, увеличение интервала между процедурами и др. Аллергическая настроенность организма может обусловить неадекватный ответ на процедуру, гипер…
Для того чтобы не переутомлять ребенка, не рекомендуется проводить несколько процедур подряд (надо учитывать фазу последействия). В течение дня назначают только одну процедуру общего действия. При некоторых заболеваниях, например кожи, костно-мышечного аппарата, можно сочетать в один день общую и местную процедуру, но с интервалом не менее 1 — 2 ч. При этом местное воздействие (на…
В последние годы наблюдается акцелерация развития детей. Ускорение темпа развития у некоторых детей может сочетаться с диссоциацией физиологических функций, например, повышением андрогенной и относительным понижением глюкокортикоидной активности адреналовой системы. Это может способствовать срыву адаптации при неадекватной дозировке физического фактора. В то же время методы физиотерапии (электросон, лечебные ванны, лекарственный электрофорез и др.) могут способствовать коррекции…
Вследствие большей чувствительности нервной системы у детей, ее компенсаторных и пластических возможностей эффективность физиотерапии у них выше. Однако неадекватная дозировка может у маленького ребенка вызвать общую реакцию — вялость, сонливость или возбуждение, капризы, ухудшение аппетита, общего самочувствия, а при бальнеотерапии — патологическую бальнеореакцию. Следует помнить о возможности неадекватных реакций и у школьников в пубертатном периоде….
Химическая терморегуляция состоит в изменении интенсивности обменных, окислительных процессов, особенно при Холодовых воздействиях. Изменяется обмен во всех органах организма, но больше всего в печени и мышцах. Вследствие интенсивных пластических процессов у детей обмен веществ более высокий. Интенсивность обменных процессов, неустойчивость регулирующих систем определяют своеобразие терморегуляции систем терморегуляции детей, что необходимо учитывать при назначении дозировок. Рациональное…