9 апреля 2009

Гармоничность развития психосексуальных ориентаций

Каждому этапу и стадии свойственна фазность, которая является закономерностью психосексуального развития.

В первой фазе (выработка установки) накапливается информация: на I и II этапах – о существовании полов, о половой роли, на III этапе – об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности. Полученная информация усваивается и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и нормами микросоциальной среды. Индивидуальную ориентацию в данной фазе можно считать завершенной только при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций.

Во второй фазе (научение и закрепление установки) первых двух этапов в игровых ситуациях («на практике») происходит научение определению полов и полоролевому поведению, на III этапе – реализации полового влечения. В процессе научения апробируются и закрепляются выработанные в первой фазе установки. Социальная изоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, но и у животных. Некоторые особенности формирования либидо по стадиям (платоническое, эротическое и сексуальное) были описаны ранее. Этап формирования психосексуальных ориентации отличается от предыдущих еще и тем, что обе его фазы четко прослеживаются на только на этапе, но и на каждой стадии.

Платоническое либидо проходит первую фазу – «детской» влюбленности, желания духовного общения – и вторую фазу, когда происходит их реализация. На платонической стадии вполне достаточно совместного приготовления уроков, учебы за одной партой, занятий в одном кружке, просто внимания со стороны объекта влюбленности. В этом возрасте начинают постепенно распадаться однополые группы и коллективы.

При гармоничном развитии в платоническую влюбленность включаются сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые затем нарастают, их диапазон расширяется, и они занимают значительную часть свободного времени подростка. При переходе от платонической стадии либидо к эротической у подростка возникает интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сцены свиданий, объяснений в любви и т.д.

Даже описания, в которых взрослый человек не найдет и намека на сексуальность, возбуждают воображение подростка, толкают к эротическому фантазированию. Нередко этот интерес, как эпидемия, распространяется по коллективам подростков, оставляя интактными лишь детей с гормональной недостаточностью или с поломками в психосексуальном развитии на предыдущих этапах. Однако вторую фазу эротической стадии формирования либидо нельзя считать наступившей при ярком эротическом фантазировании и интересе до тех пор, пока они не реализуются с партнером. Только стабильная реализация завершает формирование эротической стадии.

«Сексопатология», Г.С.Васильченко



Можно выделить несколько групп больных шизофренией обоего пола, попадающих под наблюдение врачасексопатолога при их непосредственном обращении или обращении их родственников: с нарушениями сексуальных функций (изменение интенсивности либидо, ослабление эрекций, изменение продолжительности полового акта, снижение яркости оргазма); с необычными субъективными ощущениями, убежденные в наличии грубых расстройств сексуальной сферы, иногда в сочетании с идеями воздействия извне на…

Из специфических сексологических проявлений для социопата характерно отсутствие сексуального партнера (в связи с неспособностью ужиться с ним) и подчеркнутый негативизм при попытках убедить его в том, что благожелательный партнер – необходимая предпосылка для лечения сексуальных расстройств. Социопат, как правило, лучше врача знает, как лечить половые расстройства. В лечении любых сексуальных расстройств наиболее частой ошибкой врачей…

Среди различных вариантов ауто и гетеросуггестии наибольшее значение при лечении сексуальных расстройств имеют аутогенная тренировка и наркопсихотерапия. Одним из основных приемов при затруднении иммиссии в связи с ослаблением эрекции становится тактика мнимого запрета, при которой больному дается инструкция воздержаться от половой жизни, предпринимая регулярные интимные ласки, а его жене – спровоцировать супруга на близость. В…

Начало процесса нередко приходится на пубертатный или препубертатный период развития. Часто появляются неврозоподобные проявления (головная боль, бессонница, утомляемость, вялость), аффективные колебания, психопатоподобные черты, ипохондрические и дисморфофобические идеи, увлечение философией, идеаторные расстройства (нечеткость, наплывы или обрывы мысли, невозможность сосредоточиться, параллельные мысли). Сплав дизонтогенетических и процессуальных механизмов вызывает существенную деформацию психосексуального развития. Отмечаются снижение ТИ, гинекомастия, задержка…

Пути к этой цели бесконечно многообразны, но для каждого больного во взаимодействии с данным психотерапевтом существует только одно наиболее эффективное сочетание приемов, и искусство врача в том и заключается, чтобы подойти к этой единственной, самой убедительной для данного больного модели как можно ближе. Например, при переориентации псевдо защитных установок одной из наиболее распространенных разновидностей невроза,…