22 апреля 2009

Переживший насилие ребенок

Пережившего насилие ребенка следует держать в спокойной обстановке, лучше вместе с матерью, особенно если она своим поведением его не возбуждает и не волнует. Необходим тщательный физический осмотр ребенка, так как повреждения могут быть опасными, но не бросаться в глаза. При отсутствии каких-либо следов насилия следует предположить вымысел или взаимный сговор.

Но и наличие повреждений, красноты, воспаления гениталий может быть следствием грубой подготовки к насилию, экстренной дезинфицирующей обработки или манипуляций партнера по сексуальным играм, а не признаком генито-генитального контакта. В связи с возможностью заражения венерическими болезнями необходима обработка гениталий и введение пенициллина, наблюдение и обследование на сифилис и гонорею. Пострадавшего ребенка следует стремиться скорее, по возможности без госпитализации, вернуть к обычной жизни в привычной среде и обстановке.

Не следует оставлять его надолго одного. Как только девочка преодолеет страх, можно перестать сопровождать ее на прогулках. Врач должен рекомендовать матери подготовить девочку к встрече с детьми и соседями, научить отвечать на расспросы, например, отвечать, что на нее пытались напасть, но она закричала и обидчик убежал, или что родители запретили ей говорить об этом.

Для нормализации психического состояния и дальнейшего благополучия ребенка очень важна позиция родителей. Они должны быть сдержаны и осторожны в высказываниях подозрений, в строгости последующего надзора. Не всегда следует возвращаться к обсуждению инцидента, особенно используя такие выражения, как дикий, пагубный, ужасный, мерзкий, грязный, приведший к потере невинности и т. п., поскольку это может вызвать у ребенка тревогу и невротическое чувство вины, особенно у девочек, которые сами вели себя с излишними вольностями, провоцируя сексуальный интерес к себе, или пережили при насилии смутные приятные ощущения и эмоции.

Из сказанного не следует, что родители должны вовсе избегать объяснений. Опыт показывает, что замалчивание происшедшего оправдано, лишь когда дети настолько малы и наивны, что все происшествие им можно объяснить как физическое нападение.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Особо трудны для воспитания дети и подростки, чье физическое, в том числе нередко и половое, развитие значительно отстает или резко ускорено. У многих из них при достаточном психическом здоровье могут возникать мысли о неправильности формирования тела, телесных отличиях от других людей и даже уродливости. Явно замедленное физическое развитие, несмотря на попытки взрослых разубедить и успокоить,…

Реакция ребенка на совращение может быть различной. Она зависит от его эмоциональной стабильности, позиции родителей и других взрослых. Такие дети могут переживать задним числом, видя возмущение соседей или знакомых сходными случаями совращения. Беспокойство может возникнуть у ребенка, отвергнувшего все приставания, но опоздавшего из-за встречи с совратителем явиться домой в назначенное родителями время. Боль, вид крови…

Тягостные переживания возникают у тех, кто обнаруживает, что их гениталии оформляются по типу противоположного пола. Если большинство стремится сохранить свой паспортный пол, то у меньшей части может возникнуть обратное желание. Транссексуализм, т. е. стремление изменить свою половую принадлежность, требует специального рассмотрения. Здесь отметим только, что внутренние душевные противоречия транссексуалов могут оказаться очень серьезными, так как…

Попытки насилия над детьми у нас крайне редки, но требуют внимания врача. Жертвами чаще оказываются девочки 6 — 11 лет, растлителями — взрослые и значительно реже подростки. Как правило, при насилии удается лишь интерфеморальная или неполная вульвовагинальная имиссия. Полная вагинальная пенетрация редко выполнима из-за несоответствия размеров гениталий, форсированные же попытки сношения приводят к значительным повреждениям….

Неопытные или односторонне воспринявшие идеи полового воспитания родители делают акцент на анатомо-физиологической его стороне, упуская из виду роль собственного примера и этико-психологических воспитательных мер. У нравственно и морально неподготовленного ребенка такое сведение воспитания к просвещению лишь возбуждает преждевременный и однобокий интерес к вопросам пола, на что справедливо указывал А. С. Макаренко. Другие родители, наоборот, подчеркивая…