21 апреля 2009

Пути полового воспитания (Эффект «первого впечатления»)

Как и при приобщении к другим знаниям следует воспользоваться эффектом «первого впечатления». В связи с этим Н. Grassel рекомендует, не ожидая вопросов, первым просветить ребенка и создать тем самым правильную установку, иммунизировать его от отрицательных влияний.

Однако прямое следование этой рекомендации допустимо главным образом в отношении предстоящих менструаций и объяснения поллюций. Чистота убеждений и установок — необходимое условие отношений между полами и обеспечить его можно, лишь снабжая ребенка с самого начала правдивой информацией.

Только в этом случае дети не будут рассматривать отношения полов как непристойные, постыдные. Однако и получившие первые сведения от тайных совоспитателей при правильном и правдивом разъяснении могут понять, что эти темы не только непредосудительно обсуждать, но и можно объяснять иначе. Это понимание будет способствовать освобождению от прежних тягостных и пошлых представлений. Сокрытие, уклонение от правды или прямая ложь придают проблемам пола ложную и гипертрофированную притягательность.

Рано или поздно обман раскрывается, и тогда воспитатель утрачивает доверие, по крайней мере, в области полового вопроса. Правдивость не должна быть заменена односторонним биологическим и натуралистическим просветительством. Дело не в том, чтобы обнажить перед ребенком всю истину, а в том, чтобы она была представлена доступно и понятно.

Объяснения на примерах размножения бабочек, птичек и т. п. обычно не достигают цели, так как в силу возрастных особенностей мышления ребенок не может осуществить перенос объясняемых явлений на человека.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Доверие — обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Воспитатель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим сходные трудности. Наихудшим отношением воспитателя следует считать постоянные…

Половое воспитание — это не отдельные случайные мероприятия типа бесед или лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае, даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из…

Вместе с тем, ознакомление детей только с одними фактами, касающимися сексуальных проявлений, представляет собой то искажение полового воспитания, которое справедливо осудил А. С. Макаренко. Такое ознакомление уместно и целесообразно лишь в системе приобщения их к нравственным нормам, которые в дальнейшем станут руководством в их жизни. Так как абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности…

Общие принципы полового воспитания

Схема формирования пола у человека (по Васильченко Г. С, 1977): 1 — физикальные детерминанты половой принадлежности,  2 — промежуточная (первая конвенциональная) детерминанта, 3 — соииально-психологические детерминанты. Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические…

Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений. Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Уже на ранних этапах (с 4-го по…