21 апреля 2009

Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола

Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений. Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Уже на ранних этапах (с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни) происходит устойчивая дифференцировка механизмов гипоталамуса по мужскому или женскому типу, определяющая направленность сексуального развития в будущем. Вместе с тем, в сексуальной идентификации личности, в определении реального направления мужской и женской дифференцировки и, тем более, в формировании морально-нравственной сексуальной позиции ведущую роль играет воспитание.

Лишь объединенные в рамках системного подхода, а не взятые в отдельности, эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является интегральным результатом действия биологических и социально-психологических детерминант [Васильченко Г. С, 1977; Свядощ А. М., 1974; Hampson, 1965]. В индивидуальном развитии пола особо выделяется пубертатный период. До его начала не удается обнаружить различий в количестве андрогенов и эстрогенов.

Начиная с 7-летнего возраста, регистрируется нарастание секреции эстрогенов, позже преобладатащее у девочек, а к 8 — 10 годам возрастает, особенно у мальчиков, продукция андрогенов. Эти изменения гормональной регуляции обусловлены влиянием гипоталамуса, гипофиза и других желез внутренней секреции. Достижение регулярной гонадной активности в развитии пола знаменуется у девочек началом менструаций, а у мальчиков — поллюциями. При этом надо отметить, что начало и продолжительность пубертатного периода подвержены значительным колебаниям. В темпах полового созревания ярко отражается акселерация, которая, как подчеркивает Т. В. Карсаевская (1970), не только не ослабевает, но, воз можно, и усиливается. Суммируя данные многих исследований, автор указывает, что с начала нашего века возраст менархе уменьшился на 3 года, а за период с 1929 по 1959 г. (данные В. С. Соловьевой по городам Москве, Ростову, Тбилиси) — на 0,5 — 1,5 года.

К. С. Лебединской (1969) выделен особый, неблагоприятный вариант акселерации, когда пубертатный период, начинаясь в 12 — 13 лет, протекает крайне бурно. Ускорение полового развития — лишь одно из проявлений акселерации, значение которой в целом оценивается противоречиво. С ней связан ряд дисгармоничностей в телесном и психическом развитии, могущих способствовать учащению некоторых заболеваний (эндокринные и нервные расстройства, кариес зубов и др.), что приводит к мнению о необходимости терапевтически контролировать процесс акселерации [Властовский В. Г. и др., 1974 и др.].

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Вместе с тем, ознакомление детей только с одними фактами, касающимися сексуальных проявлений, представляет собой то искажение полового воспитания, которое справедливо осудил А. С. Макаренко. Такое ознакомление уместно и целесообразно лишь в системе приобщения их к нравственным нормам, которые в дальнейшем станут руководством в их жизни. Так как абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности…

Общие принципы полового воспитания

Схема формирования пола у человека (по Васильченко Г. С, 1977): 1 — физикальные детерминанты половой принадлежности,  2 — промежуточная (первая конвенциональная) детерминанта, 3 — соииально-психологические детерминанты. Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические…

Фактически ребенок, соответствующий установившимся основным представлениям о возрастных нормах, может выглядеть отстающим по сравнению с акселерированными сверстниками и, что не менее важно, именно так воспринимать себя и восприниматься другими. В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением личностной и социальной зрелости. Социальный статус большинства современных подростков 15 — 16 лет,…

Представления о своей половой роли

Возраст    начала   и    продолжительность пубертатного развития   у девочек   (а)   и мальчиков (б) (по Станчеву, 1965): Формирование у ребенка интернализованных представлений о своей половой роли происходит прежде всего в семье и обычно протекает без затруднений, а затем более глубокое ее осознание становится педагогической задачей, ибо чем меньше эта роль осознается, тем больше может возникать помех и…

Мальчики, чьи матери во время беременности лечились эстрогенами, менее агрессивны, меньше стремятся к физическим нагрузкам. Девочки легче обнаруживают тревогу и страхи, мальчики из-за традиционных экспектаций утаивают эти переживания, объективное же изучение этих состояний с регистрацией вегетативных реакций различий в их проявлениях не обнаруживает.; У женщин лучше развита способность различать, они более чувствительны к запахам, легче…