21 апреля 2009

Представления о своей половой роли

Возраст    начала   и    продолжительность пубертатного развития   у девочек   (а)   и мальчиков (б) (по Станчеву, 1965):

Возраст    начала   и    продолжительность пубертатного развития   у девочек   (а)   и мальчиков (б)Формирование у ребенка интернализованных представлений о своей половой роли происходит прежде всего в семье и обычно протекает без затруднений, а затем более глубокое ее осознание становится педагогической задачей, ибо чем меньше эта роль осознается, тем больше может возникать помех и искажений в психосексуальном развитии ребенка. Наряду с экспектациями, разъяснениями, поручениями, поддерживающими определенную половую роль, существенное значение имеет личный пример поведения во взаимоотношениях взрослых.

Дальнейшее психосексуальное развитие происходит под усиливающимся самоконтролем ребенка за своим поведением в соответствии с усваиваемыми образцами и контролем детского окружения (детский сад, класс, отряд, компания), различающего мужественность или женственность своих сверстников. По мере приближения к пубертатному периоду, наряду с поступками, диктуемыми экспектациями, возникает поведение, отражающее вступление в новый возрастной этап.

Развивающиеся пубертатные сдвиги проявляются в новой для подростка сексуально-эротической ориентации. Ее направление формируется в общении со сверстниками. Возрастает внимание к представителям другого пола, проявляются и усиливаются сексуальные интересы, начинается обсуждение их между товарищами и подругами. На этом этапе продолжается и завершается половая идентификация, интернализация половой роли, закладываются ее нравственно-моральные основы, складываются активно-действенные установки мужественности и женственности.

Без учета особенностей мужественности и женственности (маскулинности и фемининности) невозможно успешно, правильно и безболезненно формировать личность будущих мужчин и женщин. Обычно эти особенности воспринимаются как отчасти противоречивые, отчасти дополняющие друг друга.

Предполагается, что в силу ряда причин типично женскими чертами являются забота о других и конформность, типично мужскими — агрессивность, соперничество, стремление к грубым и беспокойным играм. В то время как одни авторы справедливо считают, что эти и другие различия между полами определяются во многом социально-историческими условиями и связанными с ними особенностями воспитания, другие полагают, что различие мужских и женских черт характера и поведения связано с биологией пола. Отмечается, что девочки с повышенным уровнем андрогенов из-за адреногенитального синдрома или в связи с тем, что их матери во время беременности лечились андрогенами, предпочитают «мальчишеские» игры и одежды, меньше интересуются куклами и воспитанием детей, более самоуверенны и независимы.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Пользуясь же «детским» языком взрослые нередко передают ребенку инфантильные обозначения. Но в школьном возрасте, а часто и раньше, ребенок узнает от сверстников и старших детей обозначения точные, но циничные. Они определяют генитальные органы и их функции, но связаны с отрицательным эмоциональным багажом. Когда же отбрасывается инфантильный язык как смешной, а вульгарный как неприемлемый, в эмоциональных…

Половое воспитание должно опираться не на умозрительные концепции, а на реальные для данного пола и возраста характеристики психосексуального развития ребенка, их особенности в зависимости от семейных, социальных и микросоциальных условий, включая характер проводимого участия в воспитании родителей и других окружающих ребенка лиц. Формулируя общие принципы полового воспитания, К. Имелинский (1973) уточнил способы объяснения вопросов пола,…

Доверие — обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Воспитатель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим сходные трудности. Наихудшим отношением воспитателя следует считать постоянные…

Как и при приобщении к другим знаниям следует воспользоваться эффектом «первого впечатления». В связи с этим Н. Grassel рекомендует, не ожидая вопросов, первым просветить ребенка и создать тем самым правильную установку, иммунизировать его от отрицательных влияний. Однако прямое следование этой рекомендации допустимо главным образом в отношении предстоящих менструаций и объяснения поллюций. Чистота убеждений и установок…

Половое воспитание — это не отдельные случайные мероприятия типа бесед или лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае, даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из…