21 апреля 2009

Представления о своей половой роли

Возраст    начала   и    продолжительность пубертатного развития   у девочек   (а)   и мальчиков (б) (по Станчеву, 1965):

Возраст    начала   и    продолжительность пубертатного развития   у девочек   (а)   и мальчиков (б)Формирование у ребенка интернализованных представлений о своей половой роли происходит прежде всего в семье и обычно протекает без затруднений, а затем более глубокое ее осознание становится педагогической задачей, ибо чем меньше эта роль осознается, тем больше может возникать помех и искажений в психосексуальном развитии ребенка. Наряду с экспектациями, разъяснениями, поручениями, поддерживающими определенную половую роль, существенное значение имеет личный пример поведения во взаимоотношениях взрослых.

Дальнейшее психосексуальное развитие происходит под усиливающимся самоконтролем ребенка за своим поведением в соответствии с усваиваемыми образцами и контролем детского окружения (детский сад, класс, отряд, компания), различающего мужественность или женственность своих сверстников. По мере приближения к пубертатному периоду, наряду с поступками, диктуемыми экспектациями, возникает поведение, отражающее вступление в новый возрастной этап.

Развивающиеся пубертатные сдвиги проявляются в новой для подростка сексуально-эротической ориентации. Ее направление формируется в общении со сверстниками. Возрастает внимание к представителям другого пола, проявляются и усиливаются сексуальные интересы, начинается обсуждение их между товарищами и подругами. На этом этапе продолжается и завершается половая идентификация, интернализация половой роли, закладываются ее нравственно-моральные основы, складываются активно-действенные установки мужественности и женственности.

Без учета особенностей мужественности и женственности (маскулинности и фемининности) невозможно успешно, правильно и безболезненно формировать личность будущих мужчин и женщин. Обычно эти особенности воспринимаются как отчасти противоречивые, отчасти дополняющие друг друга.

Предполагается, что в силу ряда причин типично женскими чертами являются забота о других и конформность, типично мужскими — агрессивность, соперничество, стремление к грубым и беспокойным играм. В то время как одни авторы справедливо считают, что эти и другие различия между полами определяются во многом социально-историческими условиями и связанными с ними особенностями воспитания, другие полагают, что различие мужских и женских черт характера и поведения связано с биологией пола. Отмечается, что девочки с повышенным уровнем андрогенов из-за адреногенитального синдрома или в связи с тем, что их матери во время беременности лечились андрогенами, предпочитают «мальчишеские» игры и одежды, меньше интересуются куклами и воспитанием детей, более самоуверенны и независимы.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений. Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Уже на ранних этапах (с 4-го по…

Фактически ребенок, соответствующий установившимся основным представлениям о возрастных нормах, может выглядеть отстающим по сравнению с акселерированными сверстниками и, что не менее важно, именно так воспринимать себя и восприниматься другими. В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением личностной и социальной зрелости. Социальный статус большинства современных подростков 15 — 16 лет,…

Мальчики, чьи матери во время беременности лечились эстрогенами, менее агрессивны, меньше стремятся к физическим нагрузкам. Девочки легче обнаруживают тревогу и страхи, мальчики из-за традиционных экспектаций утаивают эти переживания, объективное же изучение этих состояний с регистрацией вегетативных реакций различий в их проявлениях не обнаруживает.; У женщин лучше развита способность различать, они более чувствительны к запахам, легче…

Биархатные перевороты при всей их прогрессивности несут с собой и немало трудностей, так как потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию и развитию этих новых отношений, которые к тому же неустойчивы и постоянно корректируются жизненной практикой. В ходе решения связанных с этим проблем нередко возникают крайние, утрированные тенденции, проявляющиеся, как отмечается…

Половое воспитание часто рассматривается как процесс либо не требующий специального внимания и не представляющий трудностей, доступный любому взрослому, либо очень интимный, который невозможно осуществлять в широком кругу и, особенно, чужим людям. Это побуждало родителей ряда стран добиваться исключения из школьных программ соответствующего материала и мероприятий. Но данные многих исследований показали, что даже достаточно осведомленные родители…