15 декабря 2011

Неврозы

Неврозы — группа функциональных, психогенных заболеваний нервной системы. Вопрос классификации неврозов у детей еще не разрешен, проявления их, особенно в раннем и дошкольном возрасте, характеризуются большой изменчивостью симптомов. К неврозам относят также тики, заикания, ночное недержание мочи, нарушение сна, фобии [Ковалев В. В., 1977]. Исследованиями И. П. Павлова, П. К. Анохина и их сотрудников показано, что в основе неврозов лежат нейродинамические нарушения взаимосвязи возбудительных и тормозных процессов в коре большого мозга, глубинных структурах мозга и гипоталамуса.

Предрасполагающим фактором является патология перинатального периода — «детская энцефалопатия» [Антонов И. П., 1975]. Большое значение имеют тяжелые инфекционные, хронические заболевания, неблагоприятные условия внешней среды и воспитания ребенка (конфликты в семье, физическое переутомление, недосыпание, трудности в учебе, вредные привычки и др.). Клинические проявления во многом зависят от возраста детей.

Чем меньше ребенок, тем чаще преобладают невротические реакции, т. е. проявление симптомов заболевания непосредственно после психотравмы, уменьшение или исчезновение их на фоне лечения. У детей школьного возраста течение более затяжное, с преобладанием неврастенических жалоб, вегетативных нарушений (сосудистые дистонии, аритмии, дискинезии желудочно-кишечного тракта и др.). У части больных может развиться клиническая картина по типу невроза навязчивых состояний, неврастении, истерии, что требует длительного лечения.

Насильственные движения, тики наблюдаются у детей довольно часто [5,5% по данным Козловой Т. А., 1982], преимущественно у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте, частота их снижается к 15 — 16 годам [Бондаренко Е. С, 1980]. Клиническая картина невроза проявляется повышенной возбудимостью ребенка, раздражительностью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, иногда вялостью, плаксивостью, адинамией. При тщательном обследовании выявляется неврологическая микросимптоматика.

На этом фоне появляются насильственные стереотипные движения — подергивание мышц лица, бровей, губ или шеи, пояса верхней конечности и др. В. В. Коновалов предложил их называть неврозоподобными тиками в отличие от невроза навязчивых движений, имеющих иную структуру. Активное отвлечение внимания ребенка уменьшает тики, возможна их произвольная задержка, торможение. Под влиянием лечения, рационального режима гиперкинезы могут угасать и возникать вновь при астенизации, заболевании, психотравме.

Дети с гиперкинезами часто жалуются на быструю утомляемость, нарушение сна (медленное засыпание, снохождение), повышенную потливость, головную боль. Могут быть и другие проявления невроза в виде страха, энуреза, заикания и др.


«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева

Читайте далее: