22 апреля 2009

Мнение взрослых о развращенности подростков

Часто преувеличенное мнение многих взрослых о развращенности подростков, обязанное то ханжеству и связанному с ним страху за собственных детей («неиспорченных» в отличие от прочих сверстников), то возрастным барьерам взаимопонимания, то потрясающим родителей слухам о ранних беременностях или половых преступлениях, может существенно препятствовать правильному течению процесса формирования адекватного отношения молодежи к лицам противоположного пола. Неуважение, оскорбительные подозрения, излишне откровенные и натуралистические сведения, высказываемые взрослыми в адрес объекта симпатии подростка, даже если они вызывают у него резкий протест и как будто отвергаются им, могут сказываться на его дальнейшей жизни и значительно осложнять отношения с людьми.

Не менее вредно и слишком серьезное отношение взрослых, когда объект первой влюбленности подростка рассматривается ими как завтрашний муж или жена. Подросток к такой перспективе не готов — она лишает первую влюбленность свойственного ей целомудренного очарования. Одних подростков это может толкнуть на ускорение генитальных контактов, других — заставить стыдиться того, что составляет счастье и смысл этого периода их жизни. Нетрудно заметить, что как бы разнообразны ни были подобные влияния и какими бы внутренними побуждениями взрослых они ни диктовались, результаты их весьма однотипны и могут сказываться не только в подростковом возрасте, но и далеко за пределами его.

«Сколько помню себя, — пишет нам женщина 52 лет, — всякое чувство к мужчине, даже просто симпатия или признание его человеческих достоинств, связаны со стыдом. У меня хорошая, счастливая семья, но даже в отношениях с мужем мне и до сих пор не удается до конца преодолеть этот мешающий и отравляющий лучшие минуты жизни стыд. Всю жизнь у меня в ушах звучат детское «тили-тили тесто — жених и невеста», насмешливое мамино «Ну, вот и женишок» и осуждающее «Рано, рано…» учительницы, когда в 14 лет первый раз проводил мальчик, да мало ли… Учила детей. Теперь учу внуков гордиться тем, что они Мужчины и Женщины, а вот сама не умею».

Даже если взрослые считают чувствительность подростка в этом плане излишней или возникающие отношения нежелательными, они должны в первую очередь проявить уважение к существующим отношениям и чувствам, а уж потом пытаться разумно влиять на них. Здесь важны не столько специальные приемы воспитания, сколько следование основным законам человеческого общения — пониманию, доверию, уважению, такту.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…