3 апреля 2009

Парапубертатный период

Парапубертатный период (1 – 7 лет) соответствует первому этапу психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. Полное соответствие возрастных периодов и этапов психосексуального развития характерно для гармоничного созревания сексуальности.

Процесс формирования полового самосознания в парапубертатном периоде можно разделить на две фазы: в первой из них происходит осознание собственной половой принадлежности, а во второй – возникает любопытство, направленное на половые признаки. Именно на этом этапе сексуальная аутоидентификация приобретает законченный и необратимый в последующем характер. Правильное представление о своей половой принадлежности формируется к 1,5 – 2 годам, причем осознание пола происходит вне связи с какимилибо конкретными признаками по механизму установки.

К 3 – 4 годам постепенно складывается комплекс дифференциации людей по внешним признакам (одежде, длине волос, тембру голоса и т.д.). Если до этого возраста в речи ребенка встречались родовые аграмматизмы, то после 3 – 4 лет даже иронические попытки взрослых исказить половую принадлежность ребенка встречают с его стороны бурный эмоциональный протест и негодование. С этого времени возникает своеобразное любопытство, направленное на половые признаки, исследовательские манипуляции с половыми органами, наблюдение за поведением животных и взрослых с констатацией элементов сексуального взаимодействия.

Характерны адресованные взрослым вопросы о строении тела, деторождении, супружестве, а также игры с имитацией сексуального взаимодействия – «в дом», «в доктора» и т.п. Не менее чем у 50% детей подобные игры связаны с обнажением, демонстрацией и созерцанием половых органов. Встречающаяся в этом возрасте ранняя допубертатная мастурбация выходит за рамки сексуальной любознательности и является обычно реакцией на эмоциональную депривацию, заброшенность ребенка или деспотичное обращение с ним со стороны взрослых.

Формирование полового самосознания в парапубертатном периоде происходит не только под влиянием психосексуальных факторов, но и в результате динамических эндокринных сдвигов. Если до 1 года эндокринная секреция связана преимущественно с антенатальным принципом регуляции, то в 1 – 3 года регуляция осуществляется на уровне биогенных аминов, а в 3 – 6 лет возрастает центральная регуляция эндокринной деятельности [Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1986].

Сексологическое значение парапубертатного периода, помимо редкой, но фатальной угрозы нарушения полового самосознания, заключается в том, что в этом периоде неокрепшая сексуальность может столкнуться с запредельными тормозными ситуациями (наказание и осуждение за сексуальные игры, восприятие близости родителей в качестве сцены насилия, развратные действия старших и т.д.). При этом конкретное содержание подобных ситуаций обычно амнезируется, но их аффективная насыщенность может создавать условия для развития парциальных психических задержек, по прошествии многих лет препятствующих становлению гармонии в браке.

«Сексопатология», Г.С.Васильченко

Читайте далее:





Переходный период характеризуется беспорядочными, случайными половыми связями. Для него наиболее типично чередование эксцессов с более или менее длительными абстиненциями, протекающими на фоне суррогатных (мастурбации, петтинг) или викарных (ночные поллюции) форм половой активности. Этот период у большинства молодых мужчин завершается вступлением в брак. Переходный период в большинстве случаев накладывает свой отпечаток и на начальный период брачных…

Наряду с гармоничностью течения пубертатного периода важным параметром является его темп. Н. Воляньский (1962) в специальном исследовании, посвященном оценке темпа пубертатного созревания, сделал вывод, что процесс развития надо считать тем более успешным, чем короче путь его прохождения. Определяется это тем, что интенсивность полового созревания сопряжена с его полнотой, завершенностью и четко коррелирует с индивидуальным уровнем…

Препубертатный период (7 – 13 лет) характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения. Индивидуальный стереотип полоролевого поведения складывается в континууме маскулинностифемининности на основе психофизиологических возможностей ребенка под влиянием групповых ценностей микросоциального окружения. Последние оказывают свое влияние как посредством целенаправленного формирования взрослыми ожидаемых качеств мужественности или женственности, так и посредством имитативной интериоризации наблюдаемых ребенком стандартов маскулинного или фемининного…

Половая конституция, будучи лишь одним из проявлений общей конституции человека, в то же время отличается, собственной спецификой. Поэтому квантифицированная оценка половой конституции, с одной стороны, не должна быть оторванной от объективных показателей общего развития, а с другой – не должна в этих последних «растворяться», утрачивая свойственную ей специфичность. Непосредственные наблюдения за протеканием пубертатного периода (например,…

Пубертатным периодом развития (лат. pubertas – половая зрелость) принято обозначать возрастной период, на протяжении которого в организме происходит внутренняя перестройка завершающаяся достижением половой зрелости, т.е. способности к размножению. Процесс полового созревания контролируется гипоталамическим отделом мозга, при этом сначала в него вовлекаются гипофиз, а затем и другие отделы гормональной регуляции, перестройка которой сопровождается изменениями физического облика…