3 апреля 2009

Возрастная динамика формирования сексуальности

В отличие от всех других физиологических функций половые функции, в частности их ядро – прокреация, детермированы возрастом. Благодаря работам швейцарского ученого A. Jost (1974) была обнаружена активность семенников уже во внутриутробном периоде развития, однако следует заметить, что до наступления полового созревания большая часть сексуальных проявлений пребывает в латентном (хотя и достаточно активном) состоянии, затем развертывается в пубертатной фазе и по миновании репродуктивного периода постепенно, но неуклонно редуцируется.

Подобная динамика возрастных изменений предопределяет необходимость соотнесения любого проявления сексуальности с возрастом обследуемого. Еженедельные ночные поллюции, представляющие естественный викарный механизм у 30-летнего участника геологической экспедиции, не могут быть отнесены к норме у 7-летнего мальчика, в данном случае этот сексологический феномен именно из-за несоответствия возрасту приобретает столь же тревожный характер, как и полное отсутствие поллюций у 26-летнего молодого человека, не знающего, что такое половая жизнь и мастурбация. Для решения подобных задач сексолог должен знать основные закономерности динамики возрастных изменений половой сферы.

На основе статистического анализа сексологически здоровых мужчин весь диапазон явных специфически сексологических проявлений мужчины можно разделить на четыре периода: пубертатный, переходный, зрелой сексуальности, инволюционный. Каждый из этих периодов имеет свои особенности. В пубертатном периоде пробуждается сексуальное либидо, а затем наступают первые эякуляции (чаще при ночных поллюциях), что у большинства (73,5%) служит толчком к началу мастурбации.

Основная тенденция пубертатного периода – стремление к самоутверждению всех сторон личности – находит проявление и в половой сфере, в большинстве случаев завершаясь началом половой жизни (у большинства обследованных – в возрасте около 19 лет).

«Сексопатология», Г.С.Васильченко

Читайте далее:





Переходный период характеризуется беспорядочными, случайными половыми связями. Для него наиболее типично чередование эксцессов с более или менее длительными абстиненциями, протекающими на фоне суррогатных (мастурбации, петтинг) или викарных (ночные поллюции) форм половой активности. Этот период у большинства молодых мужчин завершается вступлением в брак. Переходный период в большинстве случаев накладывает свой отпечаток и на начальный период брачных…

Для адекватной оценки диагностического и прогностического значения половой конституции необходимо учитывать параллелизм и взаимную обусловленность физического, психического и полового развития. П. Д. Енько (1878) на основании антропометрического обследования 179 воспитанниц Александровского женского училища приходит к заключению, что «в среднем выводе более раннее половое развитие совпадает с более ранним физическим и психическим развитием». Г. П. Сальникова…

Парапубертатный период (1 – 7 лет) соответствует первому этапу психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. Полное соответствие возрастных периодов и этапов психосексуального развития характерно для гармоничного созревания сексуальности. Процесс формирования полового самосознания в парапубертатном периоде можно разделить на две фазы: в первой из них происходит осознание собственной половой принадлежности, а во второй –…

Наряду с гармоничностью течения пубертатного периода важным параметром является его темп. Н. Воляньский (1962) в специальном исследовании, посвященном оценке темпа пубертатного созревания, сделал вывод, что процесс развития надо считать тем более успешным, чем короче путь его прохождения. Определяется это тем, что интенсивность полового созревания сопряжена с его полнотой, завершенностью и четко коррелирует с индивидуальным уровнем…

Препубертатный период (7 – 13 лет) характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения. Индивидуальный стереотип полоролевого поведения складывается в континууме маскулинностифемининности на основе психофизиологических возможностей ребенка под влиянием групповых ценностей микросоциального окружения. Последние оказывают свое влияние как посредством целенаправленного формирования взрослыми ожидаемых качеств мужественности или женственности, так и посредством имитативной интериоризации наблюдаемых ребенком стандартов маскулинного или фемининного…