24 января 2012

Реакции антиген — антитело

Weiser (1957) наблюдал при реакции антиген — антитело возникающую на поверхности клетки инвагинацию клеточной оболочки с образованием в дальнейшем клеточного пузырька. Затем, по данным А. Поликара и М. Бесси (1970), вакуоль перемещается вглубь цитоплазмы в зону аппарата Гольджи и постепенно исчезает, а прилипшие к мембране молекулы белка оказываются внутри эргастоплазмы на поверхности эндоплазматического ретикулума.

О возможности поглощения клеткой белков γ-глобулиновых фракций нормальных и иммунных сывороток сообщают и другие авторы (Holter, 1959; Felton, Pomerat, 1962; Кузнецов, Дядькова, 1967; Кузнецов, 1970; Чахова, Цаценкина, 1970).

Первые исследователи, получившие и изучавшие цитотоксические сыворотки (И. И. Мечников и Ж. Борде) уже знали, что в них содержится два действующих компонента. Наблюдая внутриклеточное переваривание эритроцитов макрофагами, И. И. Мечников (1900, 1901) по аналогии считал, что действующие начала цитотоксических сывороток являются пищеварительными ферментами макрофагов и состоят из двух компонентов — филоцитазы и цитазы.

Предложенные И. И. Мечниковым термины не удержались в литературе, и в настоящее время мы называем эти компоненты антителами и комплементом. Следует, однако, отметить, что предположения И. И. Мечникова в какой-то степени оправдались, так как, согласно данным последних лет, некоторые составные части сложного комплекса комплемента действительно носят ферментативный характер (Резникова, 1967) и образуются макрофагами различных органов (Schtecher е. а., 1967).

По данным исследований, проведенных в последние годы с использованием метода электронной микроскопии, выяснилось, что главная роль в процессах иммунологического повреждения клеток принадлежит антителам, а комплемент лишь способствует более интенсивному проникновению антител в клетки. При этом на протоплазматических мембранах клеток образуются отверстия диаметром 80 — 100 A (Miiller-Eberhardt, 1967).

По данным Easton и соавторов (1962), которые с помощью электронной микроскопии изучали распределение комплексов ферритин — антитело, антитела могут фиксироваться на поверхности клеток и в отсутствие комплемента. В дальнейшем часть антител путем пиноцитоза проникает внутрь клетки. В тех же случаях, когда антитела действовали на клетку в присутствии комплемента, клеточная мембрана становилась проницаемой для больших молекул и антитела поступали в цитоплазматический матрикс через клеточную мембрану.

По предположению Green и других (1959а), в мембране клетки после воздействия антител и комплемента появляются вначале «поры», достаточно большие, чтобы через них могли быстро выйти неорганические катионы и небольшие молекулы, но не макромолекулы.

При этом клетка быстро теряет внутриклеточный калий, аминокислоты и рибонуклеотиды, а в клетку из окружающей среды поступает натрий, концентрация которого в среде выше, чем в клетке. Это приводит к уменьшению осмотического давления и поступлению в клетку воды.

В результате набухания клетки протоплазматическая мембрана растягивается, диаметр «пор» увеличивается и через них могут выходить также макромолекулы.

По данным А. Д. Адо (1975), наблюдаемые под электронным микроскопом в процессе иммунного гемолиза «поры» в мембране эритроцитов представляют собой, по-видимому, вздутия липидов внешнего слоя мембраны.


«Действие специфических цитотоксических сывороток
на половые железы», под ред. Р.Е.Кавецкого





Агол В. И. Окислительные процессы в обработанных антисывороткой опухолевых клетках. — Биохимия, 1961. 26, вып. 5, с. 846 — 854. Адо А. Д. Антигены как чрезвычайные раздражители нервной системы. М., Изд-во Акад. медиц. наук СССР, 1952. 203 с. Адо А. Д. Макромолекулы и клеточные мембраны. — В кн.: Патология мембранной проницаемости. М., 1975, с. 9…

Вениери 3. А., Кузнецова Н. И., Азбукина В. Д. Опыт лечения нейротоксической сывороткой больных шизофренией. — Журн. невропатологии и психиатрии, 1958, 58, № 6, с. 705 — 709. Вершигора А. Е. Основы иммунологии. К., «Вища школа», 1975. 318 с. Викторов К. Р. Цитотоксины и их значение в зоотехнии, ветеринарии и медицине. М., Сельхозгиз., 1946. 59…

Кавецький Р. С. Спроба вiдновлення функцii Фiзiологiчноi системи сполучноi тканини старого органiзму. — Мед. журн., 1939, 9, вып. 3, с. 739 — 746. Казакова Л. П. Влияние АЦС на осмотическую резистентность эритроцитов и ретикулоцитов. — Труды Крым. мед. ин-та, 1948, 12, с. 45 — 46. Казначеев В. П., Штарк М. Б., Леутин В. П., Шевчук…

Павлов А. Д., Бармина Е. Ф. Действие нефроцитотоксической сыворотки (НЦС) на синтез рибонуклеиновых кислот. — В кн.: Цитотоксины в современной медицине. Т. 5. К., 1969, с. 48 — 53. Павловская Н. Н. К вопросу о физиологическом действии оварио- и гипофизоцитотоксических сывороток на белых мышей. — Труды Казан. научно-исслед. вет. ин-та. 1950, 11, с. 175 —…

Becker Е. L. Inhibition of complement activity bi Di-isopropyi fluorphosphate. — Nature (Lond.), 1955, 176, p. 1073 — 1095. Belfanti, Carbone. Produciene di sostanze tossiche nel di animali inoculati con jangue eterogenia. — Giorn. R. Accad. di Med. di Torino, 1898, N 8, p. 321 — 332. Bezredka A. La leucotoxine et son action sur…