Младшие школьники и их половое воспитание

К этой группе, имеющей разные названия в разных системах возрастной периодизации (позднее детство, второе детство, препубертатный период), относятся дети 7 — 11 лет. Если нижняя возрастная граница варьирует весьма незначительно и, как правило, определяется поступлением в школу, то верхняя весьма условна. Это связано с постепенностью полового созревания, индивидуальностью и зависимостью его темпов от пола. Психология…

Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) обращают внимание на феминизацию школы, на почти исключительно женский состав преподавателей и связанную с этим некоторую односторонность влияния на психосексуальное развитие мальчиков и девочек. Все это подчеркивает необходимость анализа воспитателем своей объективной позиции по отношению к детям. Психологический опыт, эрудиция и такт должны уберечь педагога и родителей…

С поступлением в школу изменяется весь уклад жизни ребенка. Появляется множество новых атрибутов (новенькая школьная форма, портфель, место в доме для занятий, выход, подобно родителям, на свою «работу» — в школу), возвышающих его в собственных глазах и глазах окружающих, особенно — малышей. Торжественная обстановка 1 сентября и речи взрослых, изменившееся отношение родителей, подчеркивающих его вступление…

Важно, чтобы мальчики и девочки пережили и осознали свое разное по содержанию (но не по ценности) и в равной мере необходимое общее участие в конкретном деле, могли помочь друг другу как равноправным (но не тождественным!) партнерам. Трудно переоценить значение военно-спортивных игр с их высоким и положительным эмоциональным накалом, а также кружковой работы, роль руководителя кружка….

До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения. Если эта потребность продолжает стойко преобладать, формирующийся коллектив может отвергнуть такого ребенка либо в связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного расположения учителя. У детей это…

В современном обществе стирается грань между мужским и женским трудом, и эта тенденция часто некритически распространяется на воспитание детей. Однако в целях воспитания мужественности и женственности как социально необходимых и значимых свойств личности целесообразен и выбор того, что в первую очередь должен делать мальчик, а что девочка. Преодоление силовых нагрузок, мужественная решительность, великодушное принятие на…

Совсем иначе у школьника: он может быть первым по математике и последним по физкультуре, а выдвинувшись по физкультуре, оказаться последним по чтению. Он все время перемещается из одной группы в другую, с одного места в группе на другое — он познает себя как средоточие многих и разных возможностей [Валлон А., 1967]. Прежде ребенок имел относительно…

Коллективные отношения, как было сказано, только формируются. Ученик еще не понимает положения другого, не может представить себя на его месте. Нравственное поведение, выражающееся в сочувствии и помощи, отстает от формального знания, «что такое хорошо», а отрицательное поведение опережает возможность суждения «что такое плохо» [Рогава Н. В., 1974]. В начальных классах складываются условия, побуждающие и ускоряющие…

Жизненные планы мальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию. В. А. Крутецкий (1976) полагает, что психику младшего школьника характеризует «созерцательная любознательность». Он подчеркивает недостаточную дифференцированность восприятия, связь его с действием и преимущественное развитие непроизвольного внимания. Отсюда значительная потребность в наглядности, стремление потрогать, взять в руки все интересующее. Это стремление усиливается благодаря выраженной эмоциональности детей. Многие противоречия…

Перед взрослыми возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего наносного, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю. Однако только объясняя и требуя, не демонстрируя примером собственного отношения и поведения,…

Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных воздействий формируется произвольность как особое качество психических процессов, а в связи с ней и чувство долга [Давыдов В. В., 1973; Левитов Н. Д., 1969]. У одних оно устойчиво и проявляется в широком кругу жизненных отношений, у других — лишь в отдельных поступках или сравнительно узкой сфере поведения,…

Возраст 9 — 10 лет — это период половой гомогенизации: подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбивается на два лагеря — мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры, зачитываются «героической»…