7 июля 2009

Динамическая компрессия воздухоносных путей

Предположим, что обследуемый делает максимально глубокий вдох, а затем как можно более глубокий выдох. При этом можно построить кривую расход—объем. Видно, что расход воздуха сначала очень быстро повышается, после чего в течение большей части выдоха постепенно снижается.

Эта кривая обладает удивительным свойством: выйти за пределы ограничиваемой области практически невозможно. Так, мы можем выдыхать сначала медленно, затем быстрее или же делать менее форсированный выдох: нисходящая ветвь графика не изменится. Таким образом, какой-то мощный фактор ограничивает расход воздуха на выдохе, и в большом диапазоне легочных объемов расход не зависит от усилия дыхательных мышц. 

кривые расход—объем

А — форсированный выдох после максимального вдоха. Б — выдох сначала медленный, а затем форсированный. В — выдох со скоростью выше средней. Во всех трех случаях нисходящие участки кривых совпадают.

Разобраться в этой своеобразной ситуации нам помогут кривые, приведенные на рисунке. Для того чтобы их построить, необходимо попросить обследуемого сделать несколько максимально глубоких вдохов и выдохов, а затем повторить такие вдохи или выдохи с различной скоростью.

Если для каждого вдоха и выдоха измерить расход воздуха и внутриплевральное давление при одном и том же объеме легких, можно будет получить так называемые изоволюмические кривые давление—расход. Из них видно, что при больших легочных объемах скорость потока при выдохе возрастает с увеличением усилия дыхательных мышц. Это представляется вполне естественным.

Однако при средних или низких легочных объемах расход становится постоянным (на кривой — плато) и уже не меняется при повышении внутриплеврального давления. Иными словами, в этих условиях расход воздуха не зависит от усилия дыхательных мышц.

Эта необычная ситуация обусловлена компрессией, т. е. сжатием воздухоносных путей под действием внутригрудного давления. Давление, приложенное снаружи, здесь соответствует внутриплевральному (хотя, безусловно, практически все сложнее). Перед началом вдоха давление в воздухоносных путях везде равно нулю (воздушного потока нет), а, поскольку внутриплевральное давление составляет — 5 см вод. ст., на эти пути действует давление 5 см вод. ст., поддерживающее их в открытом состоянии.

В момент начала вдоха внутриплевральное и внутриальвеолярное давления снижаются на 2 см вод. ст. (мы допускаем, что объем легких остался прежним, и пренебрегаем сопротивлением тканей) и в дыхательных путях создается воздушный поток.

«Физиология дыхания», Дж. Уэст

Читайте далее:



Сопротивление воздухоносных путей

Воздух проходит через трубку, если между ее концами существует перепад давлений. От его величины зависят скорость и особенности воздушного потока. При низких скоростях линии течения могут быть параллельны стенкам трубки. Это так называемый ламинарный режим. По мере возрастания скорости потока он становится все менее однородным, особенно в местах ветвления трубки, где разделение воздушных струй может…

Измерение сопротивления воздухоносных путей

Сопротивление воздухоносных путей можно рассчитать, разделив разность давлений в ротовой полости и альвеолах на расход воздуха. В ротовой полости давление легко измеряется с помощью манометра, а в альвеолах его можно оценить с помощью общего плетизмографа. Изменение давлений во время дыхания На рисунка, приведены кривые изменения внутриплеврального) и альвеолярного давлений во время спокойного дыхания. Видно, что…

Основные структуры, обусловливающие сопротивление воздухоносных путей

Как уже говорилось, по мере разветвления бронхиального дерева воздухоносные пути становятся все более многочисленными и в то же время все более узкими. Исходя из уравнения Пуазейля, в котором сопротивление обратно пропорционально радиусу в четвертой степени, было бы естественным предположить, что в случае воздухоносных путей оно обусловлено преимущественно самыми узкими ветвями. Такая точка зрения действительно господствовала…

Факторы, определяющие сопротивление воздухоносных путей

На сопротивление воздухоносных путей существенно влияет объем легких. Бронхи, как и внеальвеолярные кровеносные сосуды, растягиваются окружающей их легочной тканью, и при расширении легких их просвет увеличивается. При уменьшении объема легких сопротивление воздухоносных путей резко возрастает. Если по оси ординат отложить не сопротивление воздухоносных путей, а обратную ему величину (проводимость), то зависимость от объема окажется почти…

Динамическая компрессия воздухоносных путей (сдавление)

Поскольку внутреннее давление по ходу дыхательных путей падает, оно на нашем рисунке равно —1 см вод. ст., а давление, поддерживающее эти пути открытыми, составляет 6 см вод. ст. К концу вдоха поток воздуха прекращается и на дыхательные пути действует трансмуральное давление 8 см вод. ст. В начале форсированного выдоха и внутриплевральное, и альвеолярное давления возрастают…