6 августа 2009

Рак (ocобая «раса» клеток)

В онкологии и поныне существуют взгляды на опухоли как на нечто независимое от организма, как на ocобую «расу» клеток. Организм будто бы мобилизует против клеток опухоли «свои защитные силы», он «борется», «обороняется» против «агрессивного поведения» раковых клеток и т. д. Это свидетельствует о субъективном, антропоморфном подходе к биологическим проблемам.

Опухоли отражают объективную биологическую закономерность, не имеющую ничего общего с метафизическими представлениями, уводящими нас к концепциям о «борьбе» и «защите». Эта закономерность может изучаться лишь в общем плане биологических процессов как важнейших в физиологии и патологии.

Оценка социального значения этих процессов — вопрос особый.

Мысль Л. Ф. Ларионова о «приспособительной изменчивости» клеток опухоли является, плодотворной, но только не в аспекте эволюционного учения. Эта мысль в то же время наталкивается на некоторое препятствие, а именно на хаос клеточного размножения в опухолях, отнюдь не свидетельствующий о том, что «изменчивость» клетки является направленной в формообразовательном отношении.

И все же по своей биологической сущности опухоли относятся к специфическим проявлениям формообразовательных, т. е. по существу приспособительных процессов. С общебиологической точки, зрения проблема опухолей является главой учения об онтогенезе, охватывающего не только ранний, внутриутробный, но и более поздние периоды развития индивидуума.

Вот почему, в проблеме опухолей так тесно переплетаются общие вопросы роста, развития, дифференцировки, морфо и истогенеза, мутации, наследственности, обмена, веществ. Эти-то факторы и определяют опухолевой рост, являются его causa efficiens, хотя биохимическая детерминация самого процесса остается нам еще мало известной.

Важно подчеркнуть, что конечная, решающая «причина» опухолевого роста лежит именно в выпадении или в нарушении нормального формообразовательного процесса, но поскольку ткани остаются живыми, т. е. сохраняют способность размножаться, это выпадение сообщает росту тканей характер чего-то хаотического, автономного, беспредельного.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Читайте далее:





Медицинское мышление, основанное на здравом смысле и пользе, не опирающееся в своем развитии на общие законы, развития человека и человечества, на естественноисторические, социальные и биологические основы здоровья и болезней, перестает быть мышлением, оплодотворяющим практику. Столяр как профессионал, как техник и знаток своего дела, разумеется, не нуждается в знании законов физики и физиологии, которые, лежат в…

Раки, возникающие под воздействием ионизирующей радиации, при введении в организм радиоактивных веществ (торотраст и т. п.), промышленные канцерогены типа бетанафталамина и т. д., говорят о том, что человек способен увеличивать количество канцерогенов по ходу своей деятельности, в процессе переделки природы и в процессе своего приспособления к ней. Таким образом, проблема канцерогенов имеет большую социальную значимость….

Все приспособительные процессы имеют тесную связь с условно и безусловно-рефлекторной деятельностью нервной системы. Головной мозг, по И. П. Павлову, является специальным органом приспособления организма. Теория центроэнцефалической системы [Пенфилд и Джаспер (Penfield, Jasper)] усматривает высший уровень интеграции и приспособительной деятельности нервной системы в ретикулярной формации ствола мозга. Так или иначе проблема приспособительных функций и реакций в…

Эксперименты показали (Е. А. Финкельштейн и Г. Н. Рухова, Н. И. Лазарев), что воздействие канцерогенами на органы и ткани, не утратившие своей формообразовательной потенции, ведет к образованию дополнительных органов (хвостов, конечностей) правильного строения. Однако воздействие тех же канцерогенов на взрослые особи с законченными формообразовательными процессами не дает указанного эффекта, возникают язвы, гранулемы, иногда лишь опухоли….

Еще у И. М. Сеченова мы находим тезис, согласно которому проблема высшей нервной деятельности рассматривается как трехфазный рефлекс, при этом началом рефлекса считается чувственное раздражение, продолжением его — головной мозг (анализ и синтез), а заключительной фазой — мышечная деятельность, вернее, любые движения. Тезис И. М. Сеченова, являющийся ключом к познанию психической деятельности, может и должен…