4 июня 2009

Типологические особенности высшей нервной деятельности (Целенаправленные воздействия)

Целенаправленные воздействия на типологические свойства нервной системы способствуют их улучшению. Подвижность нервных процессов повышается при воздействии быстро меняющихся раздражителей, на каждый из которых необходима новая форма двигательного ответа. Длительно действующие раздражители повышают силу нервного процесса. Специальные упражнения могут улучшить способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных центров у подростков.

Тренируемость типологических свойств нервной системы носит ограниченный характер. Поэтому нужно не столько переделывать тип, сколько целенаправленно воздействовать на повышение уже имеющихся возможностей человека в его основной деятельности. В воспитании типа нервной деятельности у человека важная роль принадлежит социальным факторам. Под воздействием мер воспитательного характера безудержный генотип внешне проявляет себя как уравновешенный фенотип.

Сознательный контроль за собственными действиями позволяет сдерживать импульсивные побуждения, связанные с неуравновешенностью нервных процессов, при преобладании процесса возбуждения или побуждать активность при преобладании тормозных процессов.

Характер внешних воздействий воспитателя предопределяет взаимоотношение человека со средой. Однако, сравнительно легко перестраивая психическую сторону деятельности человека, воспитатель оказывается ограниченным в средствах воздействия на ее физиологическую основу — высшую нервную деятельность и ее типологические особенности.

«Физиология человека», Н.А. Фомин

Читайте далее:



В конце 50-х годов нашего столетия Сперри произвел сагиттальный разрез головного мозга кошки и положил начало работам по изучению асимметричности мозговых функций. В начале 60-х годов он же и Газанига наблюдали больного, у которого по врачебным показаниям было произведено рассечение мозга на две половины. Наконец, в 70-х годах Линдсей и Норман делают обоснованное заключение об…

Соотношение физиологических процессов и психических функций является предметом острейшей борьбы между представителями различных идеалистических школ и подлинно научной, диалектико-материалистической философией. Марксистский диалектико-материалистический подход к психическим функциям человека исходит из предпосылки об их социальной обусловленности. Психические явления становятся функциями отдельного индивидуума через других индивидуумов, они опосредованы социальными факторами. То, что с точки зрения субъективно-идеалистической философии является…

Асимметрия функций больших полушарий головного мозга является генетически предопределенной. Она выражается в преимущественном участии левой или правой половины мозга в качественно различном анализе внешних раздражителей, при равной возможности выбора. Например, врожденная леворукость обеспечивает при равновероятном выборе движений преимущественное участие левой руки. Абстрактные, пространственно-временные понятия формируются при непременном участии обоих полушарий мозга. Предполагают, что время «течет»…

Психические явления — это отношения отношений. В самом деле, если на первых этапах развития психики ребенок может усвоить элементарные связи между предметами, то достоянием сознания они становятся только тогда, когда при посредстве взрослых людей постигаются обобщенные в словах отношения предметов реальной действительности. Психический процесс не может быть сведен к физиологическому. Отождествление физиологической основы и свойств,…

Морфофункциональная асимметрия усиливается специализированным упражнением. Тренировка генетически ведущего процесса углубляет его специализацию. Если же эта тренировка направлена на заведомую переделку врожденной специализации, то происходит ее ослабление. Например, намеренное увеличение нагрузки и числа манипуляций правой рукой у леворукого субъекта может ослабить и даже извратить генетически ведущее начало. Насильственная переделка движений, обусловленных генетически предопределенной асимметрией, отрицательно сказывается…