8 апреля 2009

Типы высшей нервной деятельности

Тип высшей нервной деятельности По силе По уравновешенности По подвижности Вид темперамента
Сильный Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвинический
Безудержный Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерический
Спокойный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматический
Слабый Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолический

Каждый тип высшей нервной деятельности соответствует определенному темпераменту, является его основой. Соотношение типов нервной деятельности и темпераментов.

Сильный тип — сангвиник — общительный, подвижный, жизнерадостный человек. Легко ориентируется в окружающей в новой обстановке, так как быстро реагирует на раздражители.  У сангвиников хорошо развита мимика. Движения они разучивают легко, выполняют их уверенно и могут быстро переучивать. Однообразная работа их тяготит.

Безудержный тип — холерик
— обладает большой возбудимостью,  суетливостью.  Поэтому  холерики  плохо сдерживают себя, резки. Они решительны, инициативны в поступках. Для них обычна быстрая смена настроении. Это является отрицательной чертой, так как они способны вдруг разувериться в себе. Движения холерики разучивают легко, но условное торможение вырабатывается у них с трудом. Поэтому ошибки в движениях исправляются долго.

Спокойный тип — флегматик — необщителен, спокойно реагирует на раздражители, малоподвижен. Задания, поступки долго обдумывает, но, приняв решение, выполняет любое дело до конца, И. П. Павлов говорил, что флегматики — труженики жизни. Движения они разучивают медленно, но выученное сохраняется очень долго.

Слабый тип — меланхолик — характеризуется быстрой тормозимостью клеток коры. Сильные и непривычные раздражители вызывают пассивно-оборонительную реакцию. Поэтому меланхолики малообщительны, мнительны. Они чутко реагируют на слабые раздражители и хорошо выполняют тонкую работу. Их движения и жесты неуверенные, но чувства и переживания длительные и очень глубокие. Это люди «тонкой души».

К рождению у человека уже имеется тот или иной тип высшей нервной деятельности. Он изменяется в течение жизни. Постепенно формируется темперамент, зависящий и от духовного облика человека. Человек с любым типом высшей нервной деятельности, имеющий развитую волю, может подавить отрицательные и развить положительные качества, присущие его темпераменту.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…