8 апреля 2009

Особенности высшей нервной деятельности человека

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни.

У животных условные рефлексы образуются в ответ на разнообразные раздражители, сигнализирующие об условиях внешней среды и их изменениях, благоприятных или вредных для организма. При этом обонятельные, вкусовые, температурные, звуковые и зрительные раздражители — сигналы — сами непосредственно действуют на анализаторы. Человек тоже воспринимает непосредственное воздействие предметов и явлений внешнего мира своими анализаторами.

Отличие высшей нервной деятельности человека и животных. Основное отличие высшей нервной деятельности человека  от  высшей  нервной  деятельности  животных проявляется в том, что человек обладает речью. В ходе общественного и исторического развития человека, в процессе сознательной трудовой деятельности в его высшей нервной деятельности произошли изменения. У человека выработались рефлексы, с помощью которых осуществляется речевая функция: произнесение, прочтение и написание слов.

Благодаря этому у человека появился новый вид связи с окружающим миром: не только через непосредственное воздействие предметов и явлений на органы чувств, но и с помощью слов.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…

Поведение человека, его характер не являются врожденными и неизменными. Они развиваются, меняются в течение жизни человека. На их развитие оказывают влияние индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности каждого человека. Свойства нервных процессов. Индивидуальные особенности нервной деятельности зависят от свойств нервных процессов — возбуждения и торможения: их силы, уравновешенности и подвижности. Сила нервных процессов может быть большой и…