7 апреля 2009

Торможение условных рефлексов (4)

Сонное торможение захватывает не все клетки коры головного мозга. Многие из них остаются активными. Их деятельность вызывает сновидения. Иногда целые участки мозга остаются незаторможенными. Их называют сторожевыми пунктами. Благодаря им человек просыпается в назначенный час, мать слышит во сне малейшее движение спящего ребенка и т. д.

Близок ко сну и гипноз. Он является внушенным, неполным сном, при котором через сторожевые пункты сохраняется связь с гипнотизером. Со сном, сновидениями и гипнозом издавна были связаны различные суеверия. Религиозные люди считают, что «душа» во время сна покидает тело, что в сновидениях вести из «загробного мира» предсказывают дальнейшую судьбу человека, а гипноз является таинственным проявлением «души» и вызывается сверхъестественными силами.

И. П. Павлов, раскрыв физиологическую сущность сна, показал, что ни сон, ни гипноз не являются таинственными, чудесными, а представляют собой один из видов деятельности мозга. Нормальная работа нервной системы осуществляется при взаимодействии двух нервных процессов — возбуждения и торможения. Возбуждение вызывает реакции организма, торможение подавляет их. С их помощью обеспечивается точная и тонкая ориентировка организма в постоянно изменяющихся условиях существования.

Установлено, что интенсивное развитие условного торможения происходит у подростков 12—13 лет. В этом возрасте повышается точность движений, улучшается их координация. Дифференцировки образуются быстрей и выработанные рефлексы угасают медленней, чем в 9—11 лет. До 14—15-летнего возраста условное торможение продолжает развиваться. Поэтому способность координировать и вырабатывать тонкие дифференцировки движений еще очень велика.

Возрастное развитие торможения оказывает огромное влияние на совершенствование двигательной деятельности. Поэтому воспитанники средних классов Хореографических училищ на каждом занятии специальными предметами должны обращать особое внимание на точное и четкое выполнение значительно усложненных комбинаций движений.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова



Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…