7 апреля 2009

Торможение условных рефлексов (2)

Условное торможение приобретается в течение жизни и вырабатывается постепенно. Осуществляется оно только в коре полушарий головного мозга. Значение некоторых видов условного торможения для артистов балета. Угасательное торможение развивается, если сигнал, вызывающий какой-то рефлекс, не подкрепляется безусловным раздражителем. Для двигательной деятельности угасательное торможение имеет большое значение. При исправлении ошибок с его помощью угашаются все движения, ставшие ненужными. Но оно может оказать отрицательное влияние при несистематических занятиях, т. е. угаснут детали движений, а это ухудшит технику исполнения.

Временный характер условных рефлексов объясняется именно угасательным торможением. Изменение условий жизни вызывает неподкрепление условного сигнала безусловным раздражителем и постепенно рефлекс угасает. Это имеет огромное значение в приспособлении организмов к изменяющимся условиям жизни. Угасшие условные рефлексы не разрушаются, через некоторое время они восстанавливаются. Так, человек, много лет не ездивший на велосипеде, вновь поедет при первой же попытке.

Угасательное торможение помогает человеку не перегружать память тем, что в данный момент не имеет для него значения. Запаздывающее торможение возникает в случае позднего, запаздывающего подкрепления. Если безусловный раздражитель запаздывает на срок не менее 30 секунд, то сначала развивается тормозный процесс а только затем возбудительный. Поэтому проявление рефлекса запаздывает. Этим в ряде случаев объясняется запоздалое вступление в танец.

А преждевременное начало движения свидетельствует о недостаточном развитии запаздывающего торможения. Значение запаздывающего горможеппя заключается в экономии сил организма: оно не допускает преждевременного начала деятельности органов. Поэтому при проявлении запаздывающего торможения движение совершается только после окончания действия условного раздражителя.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова





Человек в течение всей жизни постоянно достигает определенных целей. Это всегда связано с преодолением тех или иных трудностей. В одних случаях требуется инициатива, в других — власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т. е. проявляются воля   и волевые качества. В учебе и творческой деятельности артистов балета они особенно важны. Высокие волевые качества…

Сходство высшей нервной деятельности человека и животных. Основные закономерности высшей нервной деятельности были установлены в опытах на животных. Но в большинстве своем они свойственны и человеку. В нервной системе человека постоянно взаимодействуют процессы торможения и возбуждения. Происходит торможение рефлексов, различение раздражений. Условные рефлексы у человека начинают вырабатываться с первых же дней жизни. У животных условные…

Человек словами выражает свои ощущения и впечатления от предметов и явлений окружающего мира. Смысл слова замещает собой предмет или явление. Например, при крике «Пожар!» каждый понимает, что происходит, даже если не видит самого пожара. Поэтому для человека слово стало условным сигналом—раздражителем. Человек образует условные рефлексы на слова и с помощью слов. Разучиванию любого хореографического движения…

В процессе трудовой деятельности у людей развилось отвлеченное мышление. Знакомясь с предметами и явлениями, человек обобщает свойства многих из них, отвлекаясь от их особенностей. Например,  двое людей разговаривают о реке Каме.  Она протекает, быть может, за сотни километров от беседующих. Они не видят ее, не слышат плеска воды. Но каждый собеседник на основе обобщения знаком…

Умственные способности человека, как и речь развились в процессе трудовой и общественной жизни Развитие общественнотрудовой деятельности и речи в корне изменило мышление человека. Изготовляя орудия труда, он приобрел способность образовывать понятия, отвлеченно мыслить, улавливать причины и следствия явлений. Поэтому человек может обдумывать свои действия заранее, до самой деятельности, осознавать, почему и для чего он совершает…