26 января 2012

Компоненты в развитии анафилактического шока

В развитии анафилактического шока, в формировании патологических и защитных реакций при нем Е. П. Фролов выделяет две компоненты — нервную и гуморальную. Биологически активные вещества, образующиеся при взаимодействии антитела с антигеном, разносятся по всему организму, но прежде всего они оказывают действие в месте своего освобождения и особенно в шок-органе. Однако сами по себе антигены влияют и на рецепторные приборы (Гущин, 1973).

Предполагается, что центры нервной системы не подвергаются непосредственному действию реакции антиген — антитело и действию активных веществ, циркулирующих в крови, ибо на их пути стоит гематоэнцефалический барьер, представляющий собой часть гораздо более широкой общебиологической закономерности — гистогематических барьеров.

На основании современных данных, гистогематический барьер состоит из следующих структурных элементов: эндотелиальных клеток, базальной мембраны, аргирофильного основного вещества соединительной ткани, мембранного аппарата внутриклеточной транспортной системы, клеток органа, прилегающих к стенке капилляра.

На рисунке представлено общее принципиальное строение гистогематических барьеров.


Схема структуры гистогематических барьеров (Росин, 1971)

Схема структуры гистогематических барьеров (Росин, 1971)

СК — стенка капилляра,
КЭ — эндотелий кровеносного капилляра,
БМ — базальная мембрана,
АС — аргирофильный слой,
НПО — клетки паренхимы органа,
ТСК — транспортная система клетки (эндоплазматическая сеть),
ЯМ — ядерная мембрана,
Я — ядро,
Э — эритроцит.


И хотя точно не установлено, могут ли проникать антигены и антитела в головной мозг, большинство исследователей склоняются в пользу того, что центральная нервная система надежно от них защищена и не является местом первичных анафилактических процессов (Сперанский, 1937; Кассиль, 1963). Исходя из этого, А. Д. Адо (1952), А. Н. Гордиенко (1965) и Е. П. Фролов (1974) в механизме вовлечения нервной системы в анафилактический шок признают исключительную роль интерорецепторов.

Таким образом, на модели анафилактического шока — прямая анафилаксия (в организм вводится антиген) автор раскрывает роль и участие биологически активных веществ, ответственных за формирование патологических реакций при анафилактическом шоке, а также говорит о защитной роли симпато-адреномедуллярной системы и гормонов коры надпочечников при иммунологическом конфликте. Ниже приведена схема, иллюстрирующая представления о реакции антиген — антитело (Фролов, 1974).

Смотрите схему — Реакция антиген — антитело

Для изучения механизма действия цитотоксических сывороток, активным началом которых являются антитела цитотоксины и в основе механизма действия которых лежит феномен обратной анафилаксии (в организм вводятся антитела), понимание изложенного вопроса является важным, поскольку он расширяет наши представления о тех изменениях, которые разыгрываются в организме при реакции антиген — антитело.

Исследования последних лет показали, что под влиянием цитотоксических сывороток в организме происходят сдвиги не только за счет непосредственного действия сыворотки на органмишень5 но и за счет коррелятивной взаимосвязи последнего с другими органами и системами. Так, в исследованиях Ю. А. Спасокукоцкого, Т. М. Зеленской и О. В. Нищименко (1970а, б), Н.М. Коврижко, Т. М. Зеленской, О. В. Нищименко (1974) было показано, что реактивные изменения функции семенников крыс под влиянием АТЦС вызывают соответствующие изменения коры надпочечников и гонадотропной функции гипофиза, что способствует нормализации гормональных взаимоотношений.

3. С. Голубович (1972) установила, что вследствие тесной функциональной связи между корой надпочечников и мышечной тканью с помощью стимулирующих доз антимиоцитотоксической сыворотки можно не только регулировать обменные процессы в мышечной ткани старых животных, но и нормализовать в определенной степени функциональное состояние коры надпочечников.

Следовательно, в ответ на введение цитотоксической сыворотки в организме возникает сложная биологическая реакция, в которую вовлекается не только ткань, по отношению к которой получена цитотоксическая сыворотка, но и весь организм посредством нервных и гуморальных факторов.

Таким образом, за последние десятилетия в работах отечественных и зарубежных авторов, применявших современные методы исследования на различных уровнях организации живого, нашли подтверждение и дальнейшее развитие основные концепции А. А. Богомольца и его школы.

Доказано, что главным действующим началом иммунных цитотоксических сывороток является антитело — цитотоксин, а основным первичным механизмом — реакция антиген — антитело, ведущая или к деструктивным процессам и угнетению функции или к восстановительным процессам и стимуляции функции соответствующих клеточных элементов, органов и систем.

«Действие специфических цитотоксических сывороток
на половые железы», под ред. Р.Е.Кавецкого





Агол В. И. Окислительные процессы в обработанных антисывороткой опухолевых клетках. — Биохимия, 1961. 26, вып. 5, с. 846 — 854. Адо А. Д. Антигены как чрезвычайные раздражители нервной системы. М., Изд-во Акад. медиц. наук СССР, 1952. 203 с. Адо А. Д. Макромолекулы и клеточные мембраны. — В кн.: Патология мембранной проницаемости. М., 1975, с. 9…

Вениери 3. А., Кузнецова Н. И., Азбукина В. Д. Опыт лечения нейротоксической сывороткой больных шизофренией. — Журн. невропатологии и психиатрии, 1958, 58, № 6, с. 705 — 709. Вершигора А. Е. Основы иммунологии. К., «Вища школа», 1975. 318 с. Викторов К. Р. Цитотоксины и их значение в зоотехнии, ветеринарии и медицине. М., Сельхозгиз., 1946. 59…

Кавецький Р. С. Спроба вiдновлення функцii Фiзiологiчноi системи сполучноi тканини старого органiзму. — Мед. журн., 1939, 9, вып. 3, с. 739 — 746. Казакова Л. П. Влияние АЦС на осмотическую резистентность эритроцитов и ретикулоцитов. — Труды Крым. мед. ин-та, 1948, 12, с. 45 — 46. Казначеев В. П., Штарк М. Б., Леутин В. П., Шевчук…

Павлов А. Д., Бармина Е. Ф. Действие нефроцитотоксической сыворотки (НЦС) на синтез рибонуклеиновых кислот. — В кн.: Цитотоксины в современной медицине. Т. 5. К., 1969, с. 48 — 53. Павловская Н. Н. К вопросу о физиологическом действии оварио- и гипофизоцитотоксических сывороток на белых мышей. — Труды Казан. научно-исслед. вет. ин-та. 1950, 11, с. 175 —…

Becker Е. L. Inhibition of complement activity bi Di-isopropyi fluorphosphate. — Nature (Lond.), 1955, 176, p. 1073 — 1095. Belfanti, Carbone. Produciene di sostanze tossiche nel di animali inoculati con jangue eterogenia. — Giorn. R. Accad. di Med. di Torino, 1898, N 8, p. 321 — 332. Bezredka A. La leucotoxine et son action sur…