Site icon Медкурсор

Двигательные качества (ловкость и координация движений)

Ловкость — одно из наиболее важных двигательных качеств, необходимых артисту балета. Без ловкости нельзя усвоить ни одного танцевального движения. Она позволяет избежать травм при выполнении сложных движений. Ловкость проявляется в усвоении новых движений и комбинаций,  умении  быстро  переключиться  с  одного движения на другое и с одного темпа и ритма на другой. Иными словами, ловкость — это высокоразвитая координация движений.

Каждый новый элемент, усложняющий уже заученное движение, развивает ловкость. Здесь она проявляется в способности осваивать новые движения, а сам танец и подготовка к нему (репетиции) тренируют ловкость как способность переключаться. Значит, чем больше новых движений разучено, чем богаче танцевальный репертуар, тем выше ловкость. И, конечно, лучшим способом развития ловкости танцовщика является сама хореографическая тренировка. В отдельных случаях следует применять для форсированного развития ловкости специальные приемы гимнастики и элементы акробатики.

В основе ловкости лежат координационные свойства нервной системы и ее пластичность. Установлено, что у подростка 12—13 лет нервная система обладает очень большой пластичностью. Это позволяет легко усваивать новые движения. В этом возрасте все больше проявляется  процесс  торможения, приводящий  к улучшению координации движений. Поэтому наилучшие возможности для развития ловкости имеются в детском и юношеском возрасте.

Для того чтобы выполнить любое движение, например написать букву, необходима определенная сила и точность, т. е. требуется согласование движений — координация. Каждая поза, кроме спокойного лежания, тоже требует координации. При этом необходимо одни группы мышц напрягать,  а другие расслаблять,  сокращать  мышцы с  определенной скоростью и силой, переходить от одного элемента движения к другому и т. д.

При выполнении координированных движений и принятии поз в двигательных центрах головного и спинного мозга происходит перераспределение участков возбуждения и торможения. Это приводит к рефлекторному изменению и перераспределению тонуса мышц. Перераспределение тонуса мышц является физиологической основой координации движений. Огромную роль в выполнении сложных координированных движений играют анализаторы: двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный и осязательный (рецепторы давления в коже).

В зависимости от того, какое движение выполняется, роль этих анализаторов различна. Существуют и такие движения, которые можно совершать без участия одного из них. Но ни одного движения нельзя выполнить без двигательного анализатора. Управление движениями собственного тела происходит прежде всего при помощи ощущений, вызванных именно этими движениями. Эти ощущения называют «мышечносуставным чувством». Обычно это чувство неясно осознается и его трудно выразить словами. Но артисты балета в процессе учебы и работы так совершенствуют свою двигательную деятельность и работу анализаторов, что мастера сцены могут весьма полно и четко рассказать об ощущениях при движении.

Любой танцовщик знает, как зрительный анализатор помогает сохранять позу и избегать потери равновесия при вращении. «Точка» пыполняет роль зрительного ориентира при статических позах и вращении. Задержка взгляда в определенной точке создает ощущение изменения направления при качаниях тела. Это рефлекторно приводит к усилению напряжения мышц ног, что делает позу или вращение устойчивым.

«Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

Exit mobile version