Site icon Медкурсор

Субстрат гедонистических проявлений сексуальности

Однако наиболее важными аспектами общего поведения, коррелирующими с поведением сексуальным, являются феномены, направленные на сохранение популяции и вида, так как их судьба зависит прежде всего от сексуальности. В ходе эволюции природа не остановилась на формировании гипоталамуса, а создала более развитые подкорковые образования, представляющие наследственный фонд врожденных форм поведения, направленных на заботу о выживании и благосостоянии потомства. Так, имеющиеся экспериментальные данные свидетельствуют об участии зрительных бугров в обеспечении не только сенсорнодвигательных компонентов интроекции, эякуляции и оргазма, но и безусловных родительских рефлексов.

Обзор высших механизмов, регулирующих нейрогуморальный аспект сексуального поведения у животных и у человека, был бы неполным без рассмотрения особой гедонистической окраски, свойственной проявлениям сексуальности. По справедливому замечанию J. Delgado (1971), как в науке, так и в художественной литературе страданию всегда уделялось больше внимания, чем счастью. Центральная тема большинства романов – трагедия, а книги о счастье найти трудно, существуют великолепные монографии о боли, но аналогичных исследований о наслаждении нет.

Между тем в природе распределение иное: последовательный анализ нейроанатомического распределения в мозге крысы открытых J. Olds (1962) зон удовольствия показывает, что 60% мозгового субстрата нейтрально, раздражение 35% вызывает удовольствие и только 5%страдание.

Современные данные о субстрате гедонистических проявлений сексуальности у человека также свидетельствуют о его подкорковой локализации. Так, у больных с нарколепсией и психомоторной эпилепсией, которым были вживлены электроды, получены сексуально окрашенные положительные эмоции при раздражении септальной области [Bishop M., 1963]. С. SemJacobsen (1968), исследовавший 65 больных с паркинсонизмом или психическими расстройствами, в мозг которых было вживлено в общей сложности 643 электрода, выделил три точки, раздражение которых вызывало оргазм. У пациентов наступало сексуальное удовлетворение, за которым следовал рефрактерный период, когда они не желали повторения раздражений. Сексуально окрашенное поведение, вызванное самораздражением электродов, связанных с определенными участками подкорковой области, наблюдал J. Deigado (1960).

Как показали исследования И. В. Орлова – сотрудника лаборатории П. К. Анохина, одна из главных особенностей миндалевидного комплекса – его высокая чувствительность к эндогенным сигналам, несущим информацию о сдвигах во внутренней среде организма. Эти сдвиги, отклонения от констант, повидимому, и формируют мотивации, побуждающие организм к действиям, направленным на уменьшение или устранение изначального побуждения (типичный пример – пищевое и сексуальное удовлетворение).

«Сексопатология», Г.С.Васильченко

Exit mobile version