Site icon Медкурсор

Разрядка в ощущениях

Постоянные отрицательные переживания и связанное с ними аффективное напряжение заставляют ребенка искать развлечений и разрядки в ощущениях, исходящих от собственного тела, и находить их в форме мастурбации или других действий. При этом воспитатели нередко бывают растеряны, так как серьезные дисциплинарные меры неприемлемы, а слова и пример, даже если они доходят до сознания страдающего ребенка, могут не возыметь действия.

Припоминается 12-летняя девочка с тяжелым заболеванием почек и мочевыводящих путей, сопровождавшимся длительными и болезненными задержками мочеотделения. Многие месяцы она проводила в лечебных стационарах. За время болезни у нее появилось стремление к мальчикам, которых она обнимала и нередко раздевала.

Возможно, некоторое значение имела локализация страдания. Однако главным условием гиперсексуального поведения было длительное снижение настроения, связанное с переживанием своей болезни и болевыми ощущениями, с социальной депривацией. Растормозившаяся сексуальность выступила в качестве положительного переживания, конкурирующего со страданиями. 15-летний подросток, обратившийся к нам с просьбой «помочь справиться с собой» рассказал, что начал онанировать в 12 лет, когда болел: «Было воспаление легких. Чувствовал себя «так себе».

Родители оставят еду и лекарство на день — и до вечера — на работу, целый день один. А придут — тоже заняты. Читал, смотрел телевизор — все подряд, но скоро надоело до смерти. Как-то лежал на животе и читал, вдруг почувствовал… Потом из интереса специально так лег — опять. Ну, а потом пошло — как скучно, так за это дело. Выздоровел, все прошло, а это осталось, особенно когда в постели и настроение плохое».

Врач должен разъяснить широкому кругу родителей и педагогов важность и необходимость не только физического ухода за больным ребенком, но и мер психологической защиты. Если ребенок во время болезни не одинок, навещается товарищами и чувствует себя нужным, занят делами, которые поддерживают в нем чувство его значимости и ценности для себя и других — он, как правило, избегает ситуаций, подобных описанным.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Exit mobile version