Site icon Медкурсор

Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола

Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений. Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Уже на ранних этапах (с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни) происходит устойчивая дифференцировка механизмов гипоталамуса по мужскому или женскому типу, определяющая направленность сексуального развития в будущем. Вместе с тем, в сексуальной идентификации личности, в определении реального направления мужской и женской дифференцировки и, тем более, в формировании морально-нравственной сексуальной позиции ведущую роль играет воспитание.

Лишь объединенные в рамках системного подхода, а не взятые в отдельности, эти факторы приводят к пониманию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является интегральным результатом действия биологических и социально-психологических детерминант [Васильченко Г. С, 1977; Свядощ А. М., 1974; Hampson, 1965]. В индивидуальном развитии пола особо выделяется пубертатный период. До его начала не удается обнаружить различий в количестве андрогенов и эстрогенов.

Начиная с 7-летнего возраста, регистрируется нарастание секреции эстрогенов, позже преобладатащее у девочек, а к 8 — 10 годам возрастает, особенно у мальчиков, продукция андрогенов. Эти изменения гормональной регуляции обусловлены влиянием гипоталамуса, гипофиза и других желез внутренней секреции. Достижение регулярной гонадной активности в развитии пола знаменуется у девочек началом менструаций, а у мальчиков — поллюциями. При этом надо отметить, что начало и продолжительность пубертатного периода подвержены значительным колебаниям. В темпах полового созревания ярко отражается акселерация, которая, как подчеркивает Т. В. Карсаевская (1970), не только не ослабевает, но, воз можно, и усиливается. Суммируя данные многих исследований, автор указывает, что с начала нашего века возраст менархе уменьшился на 3 года, а за период с 1929 по 1959 г. (данные В. С. Соловьевой по городам Москве, Ростову, Тбилиси) — на 0,5 — 1,5 года.

К. С. Лебединской (1969) выделен особый, неблагоприятный вариант акселерации, когда пубертатный период, начинаясь в 12 — 13 лет, протекает крайне бурно. Ускорение полового развития — лишь одно из проявлений акселерации, значение которой в целом оценивается противоречиво. С ней связан ряд дисгармоничностей в телесном и психическом развитии, могущих способствовать учащению некоторых заболеваний (эндокринные и нервные расстройства, кариес зубов и др.), что приводит к мнению о необходимости терапевтически контролировать процесс акселерации [Властовский В. Г. и др., 1974 и др.].

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Exit mobile version