Site icon Медкурсор

Вопрос о методологических подходах к изучению проблемы

Чрезвычайно важен вопрос о методологических подходах к изучению проблемы наследственности при шизофрении.

Дело в том, что многочисленные генетические гипотезы, постулировавшие рецессивный или доминантный ход наследования, полимерное или мономерное, моногибридное или дигибридное наследование шизофрении, так же как различные оценки пенетрантности и экспрессивности шизофренического гена, были основаны на изолированных клинических исследованиях болезни.

Ни одна из выдвинутых генетических гипотез шизофрении в настоящее время не получила общего признания. Сложность клинических исследований шизофрении связана с объективными трудностями.

Основной из них является определение признака, наследование которого необходимо проследить при анализе больных шизофренией.

Действительно, может ли шизофрения во всем многообразии ее клинических форм и типов течения рассматриваться как единый гомогенный признак при генетическом анализе заболевания?

Известно, что клинические проявления шизофрении отличаются выраженным полиморфизмом.

Последний касается различных параметров болезни. Одни формы шизофрении проявляются вялым, исподволь развивающимся процессом, манифестация других характеризуется внезапным и бурным началом. Одни формы болезни с ранних этапов приобретают злокачественное течение, приводя к глубокому слабоумию, другие протекают сравнительно благоприятно, без выраженной прогредиентности процесса, с возможностью реадаптации больных.

Некоторые формы, начавшись, продолжают последовательное безремиссионное развитие, другие протекают приступами, третьи представляют собой промежуточные варианты двух первых типов течения. Развитие заболевания при одних формах его проявления почти всегда удается купировать применением различных медикаментозных средств (иногда интермиссия у подобных больных наступает спонтанно, без какого-либо лечения), в отношении других даже длительное применение больших доз лекарственных средств не приводит к заметному улучшению состояния больного.

Можно без труда продолжить подобные противопоставления внешних проявлений болезни, но сказанного достаточно для того, чтобы убедиться в большой гетерогенности признаков, определяющих различные стороны развития шизофрении. Понятно что эти признаки не возникают сами по себе. Каждый из них отражает определенные биологические процессы, имея в своей основе какой-то материальный субстрат.

Вопрос о том, какие биологические механизмы формируют указанные особенности болезни, является одним из основных в исследованиях патогенеза шизофрении. Естественно, что такой полиморфизм клинических и связанных с ними биологических признаков болезни может определяться различием в генетических детерминантах.

Это предположение подтверждается специальными исследованиями, проведенными с целью установления зависимости степени наследственной отягощенности больных от формы клинических проявлений шизофрении (Еу, Leonhard).

В результате этих исследований было показано, что даже такой общий признак, как степень наследственной отягощенности, имеет связь с формой шизофрении. Отягощенность в семьях больных простой шизофренией для сибсов составляла 10—11%, при параноидной форме — соответственно 15—16%. При периодических формах болезни эта цифра достигала 21—22%. Аналогичные результаты были получены при рассмотрении различных клинических вариантов кататонии.

При разделении последней на простую, смешанную систематизированную и периодическую кататонию оказалось, что разновидности болезни отличаются друг от друга по частоте заболеваемости шизофренией среди их сибсов; у первых эта частота равна 4,6%, у вторых — 13,8%, у третьих — 21,9%, тогда как среди их родителей — соответственно 1,2, 5,6 и 6,4%.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского

Exit mobile version