Site icon Медкурсор

Факторы риска

Факторы риска сахарного диабета различны по природе и неодинаковы для ИЗСД, ИНСД и диабета, связанного с недостаточностью питания.

Для ИЗСД факторами риска являются определенные вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит, Коксаки В4, эпидемический гепатит), токсические вещества (Nнитрозамин, родентициды, цианистые соединения, мочевая кислота), отягощенная по сахарному диабету наследственность, гаплотипы HLA B8, DW3, DRW3, В15, DW4, DRW4 и их сочетания.

Для ИНСД факторами риска являются избыточная масса тела, наследственность, отягощенная по сахарному диабету, атеросклероз, артериальная гипертензия, дислипопротеидемия, снижение физической активности, несбалансированное питание.

Факторы риска сахарного диабета, связанного с нарушением питания, изучены недостаточно. Наиболее достоверно установлено использование в пищу тропических корнеплодов (кассава, тапиока и др.).

Трудно абсолютно разграничить факторы риска и патогенетические факторы. Однако дальнейшие исследования позволят не только уточнить их роль в патогенезе диабета, но и выделить особенности их действия.

Наиболее существенны из них избыточная масса тела, наследственная отягощенность, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, дислипопротеидемия, базальная гиперинсулинемия. При проспективном исследовании мужчин 35—55 лет, проведенным отделением эпидемиологии сахарного диабета ИЭЭиХГ АМН совместно с Институтом профилактической кардиологии ВКНЦ АМН, вероятность риска по ИНСД значительно увеличивалась в зависимости от характера и концентрации факторов риска.

Анализируя факторы риска по ИНСД, следует отметить выраженную семенную агрегацию диабета. Риск его развития у родственников первой степени родства в возрасте до 65 лет составляет от 5 до 10%, а вероятность нарушений толерантности к глюкозе 15—20%. Около 2% лиц с нарушенной толерантностью к глюкозе ежегодно заболевают сахарным диабетом. Близнецовые исследования убедительно подтверждают эти данные.

Конкордантность наследственных признаков при ИНСД составляет 90%, что позволяет предположить демаскирование факторами внешней среды значения наследственной предрасположенности к сахарному диабету этого типа. К сожалению, до настоящего времени нет достаточно надежных генетических маркеров ИНСД.

Предложенная хлорпропамидалкогольная проба, как показали исследования в отделении эпидемиологии сахарного диабета ИЭЭиХГ АМН [Бабаджанова Г. Ю., 1985], неспецифична. Не было отмечено достоверных различий в результатах хлорпропамидной пробы у родственников первой степени родства больных ИНСД и контрольной группы.

«Сахарный диабет», А.Г. Мазовецкий

Exit mobile version