21 мая 2009

Актуальность дифференциальной диагностики

Клиническая картина ЛАШ настолько типична, что ее трудно спутать с каким-либо другим заболеванием, развивающимся так же быстро и в такой же непосредственной связи с воздействием специфического аллергена. Однако результаты проведенных исследований свидетельствуют о диагностических трудностях, возникающих в ряде случаев развития ЛАШ.

Актуальность дифференциальной диагностики ЛАШ объясняется необходимостью быстро поставить правильный диагноз и без промедления провести лечение, от которого во многом зависит обратимость симптомов шока. В литературе этому вопросу уделяется мало внимания, так как у большинства авторов не возникало диагностических трудностей.

Лишь в двух работах мы нашли указания на первоначальные подозрения в одном случае на «эмболию легочной артерии» [Korting H. et al., 1978], в другом — на «артериальную эмболию» [Gshaedler R. et al., 1976].

Наибольшие диагностические трудности дифференцирования ЛАШ от другой острой соматической патологии возникают во время сложных хирургических операций под общим наркозом. В этих случаях диагностическим критерием являются, по мнению A. Vaidya (1976) и Н. Vignon (1977), развитие коллапса или бронхоспазма через несколько секунд или минут после введения препарата, сочетание симптомов шока с кожными аллергическими реакциями, а также данные аллергологического анамнеза.

Н. Shoichi с соавт. (1978) отмечали трудности дифференцирования ЛАШ от прямого фармакологического действия нитрозосорбида, наблюдавшегося у 81-летней женщины с повторными приступами общей слабости, потерей сознания, снижением АД до нуля после приема лекарства. Поскольку специальных работ, посвященных вопросу дифференциальной диагностики ЛАШ, в литературе не имеется, нам представляется интересным провести анализ случаев, которые вначале заставляли предполагать ЛАШ, но в дальнейшем на основании развития симптомов или их регресса были расценены иначе.

Диагностические трудности наблюдались в 64 случаях, из которых при помощи дополнительных исследований в 21 случае диагноз ЛАШ был подтвержден, а 43 случая исключены из-за ошибочной диагностики.

«Лекарственный анафилактический шок», А.С.Лопатин

Читайте далее:



При тяжелых формах ЛАШ выявлены значительные электрокардиографические изменения. А. И. Меделяновский (1963), изучавший механизм изменения функции сердца при анафилактическом шоке в эксперименте, обнаружил замедление синусового ритма, удлинение интервалов Р — Q и S — Т, увеличение зубца Т, а при агональном состоянии увеличение амплитуды комплекса ST — Т и уменьшение зубца R. Автор считает, что…

Чаще всего диагностические трудности наблюдались при возникновении симптомов острой лекарственной аллергии немедленного типа, в частности, крапивницы и отека Квинке. В наших наблюдениях у 15 больных был поставлен диагноз крапивницы, у II — отек Квинке. У всех больных этой группы в анамнезе отмечались аллергические заболевания (поллиноз, экзема), а также непереносимость лекарств и некоторых пищевых продуктов. Реакции,…

Необходимость дифференцировать астматический приступ, возникший после приема лекарств у 47 больных, от ЛАШ была обусловлена необычно тяжелым течением приступа. У всех больных в анамнезе отмечалась непереносимость лекарств, проявлявшаяся кожной аллергией и астматическими приступами. У 4 больных в анамнезе была бронхиальная астма инфекционно-аллергического генеза. Астматический приступ у 2 больных был вызван пенициллином, у 2 — стрептомицином…

Наблюдение 26 Больная Я., 51 года. Поступила в гинекологическое отделение по поводу миомы матки. В анамнезе, бронхиальная астма и непереносимость пенициллина. После надвлагалищной ампутации матки выписана домой. Через месяц вновь обратилась в больницу с жалобами на боли и резь при мочеиспускании, болезненный акт дефекации, повышение температуры до 38 °С. При обследовании диагностирован послеоперационный передний параметрит…

Представляет интерес возникновение у 6 больных фармакологического побочного действия лекарств, которое проявлялось симптоматикой, похожей на анафилактическую. У 2 больных после приема 2 таблеток нитроглицерина в связи с приступом стенокардии появились общая слабость, бледность кожных покровов, обморочное состояние, тахикардия, снижение АД. Вначале эта реакция вызвала подозрение на анафилактический шок, но отсутствие вегетососудистой симптоматики, а также быстрое…