11 мая 2009

Синдром Штейна—Левенталя (антиандрогенные препараты)

Наилучшим способом лечения синдрома Штейна—Левенталя у девушек-подростков в настоящее время следует признать применение ципротерона ацетата (ЦПА) — антиандрогенного препарата стероидной природы с прогестагенной активностью. Этот препарат оказывает мощное антигонадотропное действие, препятствуя неадекватной лютеинизирующей стимуляции стероидогенеза в яичниках.

Кроме того, его антиандрогенное действие, обусловленное конкуренцией с эндогенными андрогенами на уровне цитоплазматических рецепторов в клетке, в значительной степени подавляет развитие гирсутизма и другие кожные проявления андрогенизации. Препарат назначают в дозе 50— 100 мг/сут с 5-го по 14-й день цикла. Назначение препарата только в первой половине цикла объясняется его высокой кумулятивной способностью. Кроме того, прогестагенная активность ЦПА может привести к выраженным пролиферативным изменениям эндометрия с последующими метроррагиями.

Обычно ЦПА сочетают с эстрогенным препаратом — микрофоллином в дозе 0,05 мг с 5-го по 26-й день цикла. Менструальноподобная реакция возникает, как правило, на 3—7-е сутки после последнего приема микрофоллина. В легких случаях заболевания с небольшими проявлениями гирсутизма ЦПА назначают в низких дозах. В подобных случаях удобен комбинированный препарат «Diane», содержащий 2 мг ЦПА и 50 мг этинилэстрадиола. Препарат принимают с 5-го по 26-й день цикла, менструальноподобная реакция отмечается на 2—4-е сутки после приема последней таблетки. Эффективность ЦПА следует оценивать не ранее чем через 10—12 мес непрерывного лечения.

По данным Джеффкоута, успешность терапии зависит от продолжительности заболевания: чем оно длительнее, тем меньше регресс гирсутизма. Подобная точка зрения оправдывает назначение ЦПА у девочек в начале заболевания. В литературе в настоящее время обсуждается возможная роль надпочечниковых андрогенов в патогенезе синдрома Штейна—Левенталя, и многие авторы предлагают в качестве патогенетической терапии использовать препараты глюкокортикоидов — преднизолон, дексаметазон [Мануйлова И. А. и др., 1973; Abraham G., 1976; Rodriguez-Rigau F. et al, 1979].

По нашему мнению, в связи с возможными серьезными последствиями терапия глюкокортикоидами должна проводиться обоснованно, при получении неопровержимых доказательств надпочечникового генеза заболевания. В последние годы появились сообщения о применении препаратов тиреоидных гормонов в лечении синдрома Штейна— Левенталя [Szamatowicz M., 1983]. Принцип терапии основан на способности тиреоидных гормонов повышать концентрацию ПГСГ. Это приводит к снижению уровня свободного тестостерона в плазме, который обеспечивает основные андрогензависимые периферические проявления заболевания.

Естественно, основная причина — гиперпродукция андрогенов — сохраняется, и лечение тиреоидными гормонами необходимо проводить в комплексе с другими методами терапии, в частности, в сочетании с ЦПА.

«Нарушения полового развития», М.А.Жуковский

Читайте далее:





В 1935 г. американские ученые Н. Штейн и М. Левенталь описали синдром, включающий гирсутизм, аменорею, ожирение на фоне двустороннего поликистоза яичников. Данному синдрому посвящено множество публикаций, но его патогенез остается неясным. Исследования последних лет выявили большую гетерогенность гормональных и морфологических дефектов на различных уровнях, церебральном, гипоталамо-гипофизарном, овариальном и надпочечниковом. Трудность выделения первичного патологического звена в…

Длительная неадекватная лютеинизирующая стимуляция яичников вызывает гиперплазию стероидпродуцирующих овариальных элементов, гиперпродукцию андрогенов. Относительная недостаточность ФСГ приводит к снижению ароматазной активности гранулезы, уменьшая выработку эстрогенов. Внутриовариальная гиперандрогения и гипоэстрогения делают невозможным нормальное созревание фолликулов, ускоряя их кистозную атрезию. Патогенетический круг замыкается. Остается невыясненным пусковой момент, заставляющий изменять, нарушать взаимодействие основных звеньев в цепи гормональной регуляции физиологического…

Начало заболевания, как правило, совпадает с возрастом менархе и соответствует 12—13 годам. Наиболее постоянным симптомом заболевания, вызывающим первые жалобы у больной, является гирсутизм — рост волос по мужскому типу. Выраженность гирсутизма может быть различной: от легких форм (оволосение над верхней губой, вокруг ареол, по белой линии живота) до выраженного генерализованного гирсутизма с обильным ростом волос…

Диагностика синдрома Штейна—Левенталя основывается прежде всего на данных анамнеза. Пубертатный возраст начала заболевания, развитие основных симптомов после менархе, нерезкая вирилизация при постепенных нарушениях менструального цикла, избыточная масса тела больной из-за избытка жировой ткани могут свидетельствовать в пользу синдрома Штейна—Левенталя. Патогномоничным симптомом является двустороннее увеличение яичников, определенное методом пневмопельвиографии или ультразвукового сканирования. Гормональные исследования с определением…

Лечение синдрома Штейна—Левенталя преследует две основные цели: нормализацию менструального цикла и ликвидацию гирсутизма. Отсутствие четких представлений о патогенезе заболевания затрудняет выбор адекватной патогенетической терапии. Существующие методы лечения обычно направлены лишь на одно из предполагаемых звеньев патогенеза, что делает их недостаточно эффективными. Наиболее известна и применяется еще с 1906 г. клиновидная резекция овариальной ткани. Механизм терапевтического…