Полоролевое поведение
Одним из важнейших периодов становления половой социализации человека является пубертат, когда развивается такая составляющая психосексуального развития, как психосексуальные ориентации. Хотя пубертат во многом определяется гормональными факторами, сексуально-эротические переживания и, связанное с ними поведение (мастурбация, генитальные игры, сексуальное экспериментирование) и эмоционально-романтические привязанности и влюбленности развиваются в значительной мере автономно, гетерохронно и в различном соотношении у разных людей [Кон И. С, 1978].
Содержание сексуальных интересов и эротических фантазий подростков в значительной мере определяется их детскими переживаниями и образцами культуры. Таковы основные этапы формирования полового самосознания, стереотипов полоролевого поведения и психосексуальных ориентации. Весь процесс формирования пола в целом можно условно разделить на два периода.
В первом периоде, от возникновения хромосомного пола (при оплодотворении яйцеклетки) до формирования пола гонадного, действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими. В основе этого биологического процесса лежит эмбриогистогенез, достаточно подробно описанный в ряде специальных публикаций [Колесов Д. В., Сельверова Н. Б., 1978; Вундер П. А., 1980, и др.].
Второй период охватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу. Представления о детерминирующих механизмах, лежащих в основе этого периода полового онтогенеза, на протяжении последних 20 — 25 лет претерпевали существенные изменения.
Ранее считалось, что в процессе формирования полового самосознания основная роль принадлежит биогенетическим и гормональным механизмам, действующим хотя и не столь жестко (процесс уже не только биологический, но и биосоциальный), как в пренатальном периоде, но все же достаточно сильно. Однако проведенные в конце 50-х годов исследования половой аутоидентификации лиц с гермафродитизмом существенно поколебали эту точку зрения. У людей с одинаковым диагнозом гермафродитизма, но с неодинаково определенным полом и вследствие этого с различным полом воспитания половая идентичность и полоролевое поведение формируются соответственно полу воспитания, а не генетическому полу [Money J., 1972; Money J., 1980].
«Нарушения полового развития», М.А.Жуковский
С точки зрения когнитивно-генетической теории (теории самокатегоризации) первым этапом в процессе психосексуальной дифференцировки является самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки. После когнитивного самоопределения — первичной половой идентификации — ребенок позитивно оценивает те вещи, действия, формы поведения и поступки, которые связываются с ролью девочки или мальчика. В результате этого типичное для данного пола поведение вызывает…
Все рассмотренные психологические теории половой социализации человека, хотя и раскрывают генез некоторых отдельных сторон психосексуального развития, в целом этот процесс не объясняют. Важным возражением против теории идентификации является, по мнению И. С. Кона (1978), неопределенность ее основного понятия, которое обозначает и уподобление себя другому, и подражание, и отождествление себя с другим. В теории половой типизации…
Общество сверстников является главным посредником в приобщении ребенка к принятой в обществе (но скрываемой от детей) системе сексуального символизма — сексуально-эротическим стимулам [Кон И. С, 1978]. Отсутствие общения со сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может заметно нарушить эту сторону психосексуального развития, оставив ребенка неподготовленным к весьма непростым переживаниям пубертатного периода. Необходимо затронуть психологию…
Мы считаем целесообразным сначала остановиться на принципиальных вопросах терминологии, которую пока нельзя считать упорядоченной. При описании половой социализации человека используют понятия «половой» и «сексуальный». Термины «пол», «половой» (в иностранной литературе в этом смысле часто используются термины «род», «родовой») отражают любые свойства (биологические, психологические, социальные и пр.), связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термины…
Даже вполне нормальное биологическое развитие, включающее пре- и постнатальный периоды, само по себе еще не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полоролевого поведения и психосексуальные ориентации. Проследим основные этапы этого процесса. Почти все онтогенетические…